Тема 2. Скрипичное искусство в Германии XVII-XVIII веков

ТЕМА 1. Историческое развитие смычковых инструментов

Итальянское скрипичное искусство XVII-XVIII вв.

Компетенции, формируемые в результате изучения темы № 1: (ОК-2), (ОК-3), (ОК-13).

Появление скрипичного семейства (скрипка, альт, виолончель) — результат длительного пути эволюции смычкового инструментария. «Аристократический» струнный инструмент виола. Виольное (гамбовое) семейство в феодальной культуре XV-XVI веков. Виолы с резонансными струнами (виоль д'амур). Различия в конструкции и различные выразительные свойства виолы и скрипки.

Формирование основных инструментальных жанров сонаты и концерта в рамках смычковой музыки. «Церковный» и «камерный» стили инструментальной музыки. Народные влияния в скрипичной музыке. Связь с оперным искусством. Вокальная трактовка скрипки в Италии. Скрипка в раннем оркестре и ансамбле. Постепенное развитие мелодических и технических возможностей скрипки в связи с развитием инструментария.

Арканджело Корелли — глава римской скрипичной школы. Виднейшие ученики Корелли: Франческо Джеминиани (1687-1762) и Пьетро Локателли (1695-1764). Скрипичное творчество Джеминиани. Локателли — предшественник Паганини в области скрипичной виртуозности. Его творческое наследие — сонаты, «каприччи». Новые аппликатурные приемы. Развитие пассажной техники, техники двойных нот, аккордов, арпеджио и т.д.

Джузеппе Тартини (1692-1770) — один из виднейших итальянских композиторов — скрипачей XVIII века. Роль Тартини в развитии классических жанров концерта и сонаты. Мелодическая выразительность. Виртуозность. Богатство штриховой техники. Характер использования украшений. Тартини — глава падуанской скрипичной школы. Его методические взгляды («Письмо к ученице» и «Правила движения смычка»). «Искусство смычка» Тартини — энциклопедия штриховой техники XVIII века.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Бычков Ю. Курс теории и истории музыкального исполнительства / Ю. Бычков //Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика. — М.: МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2009. — Вып. ІІ. — С. 38-43.

2. Фомина З. Философия музыки / З. Фомина. — Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2011. — 108 с.

Дополнительная:

1. Гинзбург Л. О музыкальном исполнительстве / Л. Гинсбург, А. Соловцов. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1954. — 311 с.

2. Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве / Н. Голубовская. — М.: Музыка, 1985. — 143 с.

3. Грум-Гржимайло Т. Музыкальное исполнительство / Т. Грум-Гржимайло. — М.: Знание, 1984. — 160с.

4. Ингарден Р. Музыкальное произведение и вопрос его идентичности / Р. Ингарден // Исследования по эстетике. — М.: Издательство иностранной литературы, 1962. — С. 404-568.

5. Коган М. У врат мастерства / М. Коган. — М.: Советский композитор, 1958. — 115 с.

6. Корыхалова Н. Интерпретация музыки / Н. Корыхалова. — Л.: Музыка, 1979. — 208 с.

7. Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства / Я. Мильштейн. — М., 1983. — 266 с.

8. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия / Е. Назайкинский. — М.: Музыка, 1972. — 384 с.

9. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции / Е. Назайкинский. — М.: Музыка, 1982 — 319 с.

ТЕМА 2. Скрипичное искусство в Германии XVII-XVIII веков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: