Компетенции, формируемые в результате изучения темы № 6: (ОК-2), (ОК-3), (ОК-13).
Школы игры на духовых инструментах XIX столетия: для флейты — Тюлу и Фюрстенау, для гобоя — Барре, для кларнета — Лефевра, И. Мюллера, Г. Клозе, К. Бермана, Р. Штарка. для фагота — Ози, для валторны — Допра, для трубы — Буля и Арбана. Связь научно-технического прогресса с конструктивно-техническим совершенствованием духовых инструментов. Реформа Т. Бема. Новый кларнет Клозе — Бюффе — Бема (40е годы XIX века) — инструментальная система, оказавшая огромное влияние на исполнительство на кларнете.
Изобретение саксофона А. Саксом в 40-х годах столетия. Двухвентильная труба братьев Кернеров. Создание Ш. Саксом вращающегося вентильного механизма для трубы и применение помповых вентилей Ф. Перине. Первые хроматические трубы появились в оркестре в 1831 году. Изобретение корнета-а-пистона С.Штельцелем и его усовершенствование в 1828 году мастером Алари.
Серпент — предшественник тубы. Семейство бюгельгорнов. Клапанные роги и офиклеид. Випрехт, Мориц, Червеный и А.Сакс — создатели тубы. Валторновые тубы, изготовленные по инициативе Р.Вагнера.
Выдающиеся исполнители флейтисты: флейтист и фаготист Ф. Девьен, Ж. Тюлу, Р. Карт, Ф. и К. Допплеры, К. Таффанель. Кларнетисты-виртуозы: И. Мюллер, Г. Берман, И. Гермштедт, Б. Крузель, И. Фридловский, Ф. Блатт, К. Берман, Р. Мюльфельд; французские кларнетисты-виртуозы Фр. Берр, Г. Клозе, С. Розе и др. Бельгийский виртуоз А.Блез, итальянский кларнетист Э. Каваллини. Английские кларнетисты: Т. Уиллмен, Г. Лазарус, Ч. Дрейпер. Выдающиеся исполнители: на валторне Л. Шунке, Л. Савар, Э. Вивье; на трубе (корнете) Арбан
Совершенствование Бетховеном состава классического оркестра. Ф. Шуберт — родоначальник романтизма в камерно-инструментальной музыке. К. М. Вебер (1786-1826) — выдающийся представитель романтического музыкального искусства. Творчество для духовых инструментов композитора И. Гуммеля (1778-1837). Г. Берлиоз — величайший новатор оркестра. Его трактат об инструментовке. Р.Вагнер — последователь Берлиоза в сфере интерпретации духовых инструментов в симфоническом оркестре. В музыке Дж. Россини духовые инструменты трактуются в блестящем, виртуозном плане. Камерно-инструментальное творчество И. Брамса (1833-1897) для духовых инструментов.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Бычков Ю. Курс теории и истории музыкального исполнительства / Ю. Бычков //Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика. — М.: МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2009. — Вып. ІІ. — С. 38-43.
2. Фомина З. Философия музыки / З. Фомина. — Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2011. — 108 с.
Дополнительная:
1. Гинзбург Л. О музыкальном исполнительстве / Л. Гинсбург, А. Соловцов. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1954. — 311 с.
2. Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве / Н. Голубовская. — М.: Музыка, 1985. — 143 с.
3. Грум-Гржимайло Т. Музыкальное исполнительство / Т. Грум-Гржимайло. — М.: Знание, 1984. — 160с.
4. Ингарден Р. Музыкальное произведение и вопрос его идентичности / Р. Ингарден // Исследования по эстетике. — М.: Издательство иностранной литературы, 1962. — С. 404-568.
5. Корыхалова Н. Интерпретация музыки / Н. Корыхалова. — Л.: Музыка, 1979. — 208 с.
6. Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства / Я. Мильштейн. — М., 1983. — 266 с.
7. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия / Е. Назайкинский. — М.: Музыка, 1972. — 384 с.
8. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции / Е. Назайкинский. — М.: Музыка, 1982 — 319 с.