Компетенции, формируемые в результате изучения темы № 5: (ОК-2), (ОК-3), (ОК-13)

Использование духовых инструментов в интермедиях музыкальных драм. Оркестр венецианской оперы. Творчество композиторов Ф. Кавалли (1602-1676), М.Чести (1623-1676). Оркестровые преобразования А. Скарлатти (1660-1725) — главы неаполитанской оперной школы. Включение в оркестр валторн, устранение «парного» письма для духовых инструментов.

Роль духовых инструментов в творчестве Г. Шютца (1585-1672). Принцип концертино как принцип соревнования групп духовых инструментов друг с другом и голосами солистов-вокалистов. Состав оркестра Шютца. Самостоятельные духовые инструментальные эпизоды. В операх Люлли: пасторальные интерлюдии (флейты, гобои) и военные эпизоды (трубы, литавры). Введение Люлли системы конкурсов в оркестр. Точное следование оркестровой партии — закон для исполнителя в его оркестре. Выдающиеся исполнители: флейтисты Декато и Фильбер, гобоисты Оттетер и Филидор.

Техническое совершенствование продольной флейты. Появление гобоя, его конструктивное совершенствование и разновидности: альтовый и теноровый гобои. Завершение процесса формирования валторны: от лесных рогов до натурального инструмента с цилиндрическим сверлением ствола инструмента и чашеообразным раструбом.

Расцвет музыкальной культуры Англии в конце XVII столетия. Г. Перселл (1659-1695) и его интерпретация духовых инструментов. Соната для трубы и струнных си бемоль мажор Перселла. Труба во второй половине XVII века. Ее использование в оперном оркестре как инструмента сигнального и военного характера. Партии трубы в стиле кларино.

Введение кларнета в партитуры композиторов И. Х. Баха, Р. Кайзера, Ж. Рамо, Г. Генделя. А. Вивальди (1678-1741) — основатель концертного жанра для духовых инструментов. Два типа инструментального стиля композитора: скрипичный и трубный Программные концерты для духовых. Концерт для гобоя ре минор. Музыка для духовых инструментов композиторов Т. Альбинони (1671-1750) и А. Марчелло (1684-1750). Инструментальное творчество Г. Телемана (1681-1767). Его Сюита для флейты и струнных инструментов ля минор. Музыка Г. Генделя (1685-1759) для духовых инструментов: шесть трио-сонат для двух гобоев и клавира, три сонаты для флейты с басом, три концерта для гобоя и др. И. С. Бах (1685-1750) — величайший представитель эпохи барокко в европейской музыке XVIII столетия. Первые концертные организации. Северо-германская и мангеймская школы. Мангеймский оркестр — лучший оркестр того времени. Его руководители. Семья Стамиц. Каннабих и др. Оперная реформа К. В. Глюка и его в новации в использовании духовых инструментов Конструктивные изменения духовых инструментов второй половины века: флейты (Тромлитц, Поттер Тейсит и др.), гобоя (Делюс, Грензер, Гофман, А.и Дж.Безоцци), кларнета (И.Беер, Ж.Лефевр, А.Штадлер), фагота. Создание бассетгорна. Совершенствование валторны (Гампель)и трубы (Вегель и Штейн).

Характеристика творчества И. Гайдна (1732-1809). Интерпретация композитором духовых инструментов в ранних и поздних симфониях на примере симфонии «Утро» и Лондонских симфоний. Драматургические принципы в использовании деревянных духовых инструментов. В. А. Моцарт. Его оркестр. Различия в подходе к духовым инструментам у В.Моцарта и И.Гайдна. Возрастание роли духовых инструментов в симфонических и оперных произведениях.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Бычков Ю. Курс теории и истории музыкального исполнительства / Ю. Бычков //Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика. — М.: МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2009. — Вып. ІІ. — С. 38-43.

2. Фомина З. Философия музыки / З. Фомина. — Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2011. — 108 с.

Дополнительная:

1. Гинзбург Л. О музыкальном исполнительстве / Л. Гинсбург, А. Соловцов. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1954. — 311 с.

2. Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве / Н. Голубовская. — М.: Музыка, 1985. — 143 с.

3. Грум-Гржимайло Т. Музыкальное исполнительство / Т. Грум-Гржимайло. — М.: Знание, 1984. — 160с.

4. Ингарден Р. Музыкальное произведение и вопрос его идентичности / Р. Ингарден // Исследования по эстетике. — М.: Издательство иностранной литературы, 1962. — С. 404-568.

5. Корыхалова Н. Интерпретация музыки / Н. Корыхалова. — Л.: Музыка, 1979. — 208 с.

6. Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства / Я. Мильштейн. — М., 1983. — 266 с.

7. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия / Е. Назайкинский. — М.: Музыка, 1972. — 384 с.

8. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции / Е. Назайкинский. — М.: Музыка, 1982 — 319 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: