ТЕМА 8. История исполнительства на клавишно-щипковых инструментах

Компетенции, формируемые в результате изучения темы № 8: (ОК-2), (ОК-3), (ОК-13).

Название «клавесин» (во Франции; арпсихорд — в Англии, кильфлюгель — в Германии, клавичембало или сокращенно чембало — в Италии) сохранилось за большими инструментами крыловидной формы с диапазоном до 5 октав. Существовали также меньшие по размерам инструменты, обычно прямоугольной формы, с одинарными струнами и диапазоном до 4 октав, называвшиеся: эпинет (во Франции), спинет (в Италии), верджинел (в Англии).

Клавесин с вертикально расположенным корпусом — клавицитериум. Клавесин применялся как сольный, камерно-ансамблевый и оркестровый инструмент.

Создателем виртуозного клавесинного стиля был итальянский композитор и клавесинист Д. Скарлатти (ему принадлежат многочисленные произведения для клавесина); основатель французской школы клавесинистов — Ж. Шамбоньер (популярны были его «Клавесинные пьесы», 2 кн., 1670).

Среди французских клавесинистов конца 17-18 вв. — Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Л. Дакен, Ф. Даидрие. Последняя кульминация клавесинного творчества в музыке венского и немецкого классицизма — Й. Гайдн, В. А. Моцарт, композиторы мангеймской школы, Ф. Э. Бах.

Около 1709г. Б. Кристофори (клавесинный мастер из Италии) изобретает инструмент, описанный позднее в Венецианском журнале как «gravicembalo col piano e forte» — «пианофорте». Впоследствии закрепилось название фортепиано. Название инструмента подчеркивает одно из двух его основных достоинств — динамическую свободу. Второе достоинство фортепиано — это резонанс, позволяющий получать звук любой протяженности. Этому также способствуют педали: правая для удержания звука, левая — для отрывистого звука. Б. Кристофори фактически изобрел современный механизм фортепиано. Приблизительно в то же время были разработаны другие виды механики. Основное усовершенствование фортепиано по сравнению с инструментами-предшественниками — это сложная молоточковая система. Бетховен и новые инструменты — pianoforte и hummerclavir.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Бычков Ю. Курс теории и истории музыкального исполнительства / Ю. Бычков //Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика. — М.: МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2009. — Вып. ІІ. — С. 38-43.

2. Фомина З. Философия музыки / З. Фомина. — Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2011. — 108 с.

Дополнительная:

1. Гинзбург Л. О музыкальном исполнительстве / Л. Гинсбург, А. Соловцов. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1954. — 311 с.

2. Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве / Н. Голубовская. — М.: Музыка, 1985. — 143 с.

3. Грум-Гржимайло Т. Музыкальное исполнительство / Т. Грум-Гржимайло. — М.: Знание, 1984. — 160с.

4. Ингарден Р. Музыкальное произведение и вопрос его идентичности / Р. Ингарден // Исследования по эстетике. — М.: Издательство иностранной литературы, 1962. — С. 404-568.

5. Корыхалова Н. Интерпретация музыки / Н. Корыхалова. — Л.: Музыка, 1979. — 208 с.

6. Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства / Я. Мильштейн. — М., 1983. — 266 с.

7. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия / Е. Назайкинский. — М.: Музыка, 1972. — 384 с.

8. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции / Е. Назайкинский. — М.: Музыка, 1982 — 319 с.

9. Шуман Р. О музыке и музыкантах / Р. Шуман. — М.: Музыка, 1975. — Кн. 1. — 386 с.

10. Шуман Р. О музыке и музыкантах / Р. Шуман. — М.: Музыка, 1978. — Кн. 2 — 330 с.

11. Шуман Р. О музыке и музыкантах / Р. Шуман. — М.: Музыка, 1979. — Кн. 3. — 296 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: