Понятие и содержание организации
Формальная и неформальная организация
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.
Требования:
Наличие не менее двух людей
Наличие по крайней мере одной полезной цели
Наличие членов группы, которые намерены работать вместе, чтобы достичь значимой для всех цели
Общие характеристики организации Цели – это конечные состояния или желаемый результат, которого стремиться добиться трудовой коллектив
Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации.
Задача – это предписанная работа или часть работы (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.
Технологии – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний, необходимых для осуществления преобразований в материалах, информации и людях.
|
|
Цели организации достигаются через людей.
В менеджменте все внутренние элементы никогда не рассматриваются изолированно друг от друга. Изменения одного из названных элементов будут в определенной мере влиять на все остальное.
2. Формальная и неформальная организация
Группа людей, созданные по воле руководства для достижения целей организации, называются формальными.
(Процесс управления относится к созданию и функционированию формальной организации)
Стихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей, признается неформальной организацией.
Причины, побуждающие людей вступать в неформальные организации
Чувство принадлежности
Взаимопомощь
Защита
Общение
Симпатия
Жизненный цикл по И.Адизесу
Адизес исходит из того, что менеджмент должен выполнять две основные функции – добиваться результатов и делать это эффективно; кроме того, результативность и эффективность нужны компаниям, как сегодня, так и в будущем. Для выполнения этих функций менеджер должен исполнять четыре роли (рис. 1). Основные функции менеджмента в коде РАПИ:
Р – производитель Р езультатов
А – А дминистратор
П – П редприниматель
И – И нтегратор
Все эти функции необходимы, а в своей совокупности они достаточны для того, чтобы менеджмент считать хорошим. К сожалению, Нет менеджеров, одинаково успешных во всех четырех ролях. Даже, если бы такой менеджер нашелся, он бы не смог на одинаково высоком уровне исполнять эти роли одновременно.
|
|
Вывод Адизеса – вместо поисков идеального руководителя (идеально владеющего всеми четырьмя ролями), нам нужны сбалансированные управленческие команды, которые состояли бы из взаимодополняющих топ-менеджеров. Четыре роли конфликтуют друг с другом, и никто не в состоянии играть эти роли одновременно. Если человек попытается сделать это, результатом неизбежно станут управленческие ошибки.
Функция организации