неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов.
Принципы проектирования:
целесообразное число звеньев управления и максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного исполнителя;
четкое обособление составных частей оргструктуры (состава ее подразделений, потоков информации и пр.);
обеспечение способности к быстрой реакции на изменения в управляемой системе;
предоставление полномочий на решение вопросов тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу;
приспособление отдельных подразделений аппарата управления ко всей системе управления организацией в целом и к внешней среде в частности.
В процессе проектирования оргструктур различают три стадии:
1. аналитическую (изучение существующей практики и требований к построению оргструктур);
2. проектную (проектирование (моделирование) структуры управления);
|
|
3. организационную (организация внедрения спроектированной оргструктуры).
Третий этап — оценка эффективности оргструктур.
В конечном итоге вся работа по проектированию оргструктур управления сводится к выработке направлений по ее совершенствованию, что относится к числу важнейших средств повышения эффективности управленческой деятельности организации.
На структуру управления предприятий влияет ряд факторов:
1. Организационно-производственные факторы:
Размер организации
Производственный профиль фирмы
Характер выпускаемой продукции и технология ее производства
Ориентация на местный и внешний рынок
Характер объединения.
2. Организационно-управленческие факторы:
Выбранная стратегия развития
Функции управления
Используемые информационные технологии
Система методов управления
Стиль работы руководителя.
Принципы которые необходимо учитывать при создании орг.структуры управления:
Принцип единства распорядительства и персональной ответственности
Принцип соблюдения норм управляемости
Принцип соответствия прав, обязанностей и ответственности каждого звена управления и должностного лица
Принцип сочетания формальных и неформальных структур
Принцип сочетания централизации и децентрализации
Функция планирования
Понятие и содержание функции планирования в системе менеджмента
Виды планирования
Структура и содержание бизнес плана
Содержание планирования – состоит в обоснованном определении основных направлении и пропорции развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.
|
|
Сущность планирования – проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период.
Назначение планирования – состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия.
Таким образом, – эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной коньюктуры.
Планирование направлено на оптимальное использование возможностей фирмы, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращения ошибочных действии, которые могут привести к снижению эффективности деятельности фирмы.
Планирование включает в себя определение:
конечных и промежуточных целей
задач
средств и способ их решения
необходимых ресурсов
2. Виды планирования
1. Перспективное планирование предусматривает:
Разработку общих принципов ориентации фирмы на перспективу
Определяет стратегическое направление и программы развития фирмы
Помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности фирмы в международном масштабе
2. Долгосрочное планирование
3. Стратегическое планирование – ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период.
Формулирование СП представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, а именно:
· Выбор миссии
· Формулирование целей
· Разработка обеспечивающих планов
· В рамках СП различают следующие виды управленческой деятельности:
· Распределение ресурсов
· Адаптация к внешней среде
· Внутренняя координация
· Организационное стратегическое предвидение
4. Среднесрочное планирование – предусматривает разработку мероприятий, направленных на достижение, намеченных долгосрочной программой развития.
В них формулируются основные задачи на установленный период:
· производственная стратегия
· Стратегия сбыта
· Финансовая стратегия
· Кадровая политика
· Определение объема и структуры необходимых ресурсов и др.
5. Тактическое планирование
Характеристики тактических планов:
· Тактику разрабатывают в развитии стратегии
· Тактика разрабатывается на уровне руководства среднего звена
· Тактика рассчитана на короткий отрезок времени, чем стратегия
Формы тактического планирования:
Процесс разбивки долгосрочных планов на краткосрочные с более детализированными вопросами
Разработка политики и механизмов регулирования в случае возникновения возможных ситуаций в будущем
6. Индикативное планирование – определение научно обоснованных целей и приоритетов социально - экономического развития государства, системы параметров (индикаторов) соответствующих этим целям и приоритетам, и способов их достижения.
Система индикативных планов включает стратегический, среднесрочный и текущий планы, а именно:
· Анализ социально-экономической ситуации
· Концепцию социально-экономического развития
· Основные макроэкономические показатели
· Национальные программы
7. Внутрифирменное планирование – рассматривается как основный механизм реализации целей национальных программ.
Цели внутрифирменного планирования:
Сосредоточить внимание на главных задачах
Добиться экономического функционирования
Облегчить контроль
Внутрифирменное планирование включает:
Выявление перспектив развития внешнего окружения фирмы
Формулирование целей и вероятных стратегий
|
|
Определение первостепенных задач и действии для их достижения
Планирование на уровне фирмы представляет собой разработку схемы будущей ее деятельности. Планирование осуществляется после получения необходимых данных:
Об окружающей обстановке
О конкуренции
О внутренней среде организации
Таким образом процесс планирования и деятельности фирмы включает следующие этапы:
1. Выяснение возможностей (ресурсов, производства, мощности)
2. Определение целей конкретных планов, конечных результатов
3. Установление основных параметров плана (ограничения – внутренние и внешние)
4. Определение альтернативных направлений деятельности (наилучших)
5. Оценка альтернативных направлений деятельности
6. Выбор одного из альтернативных направлений
7. Организация выполнения плана.
3. Структура и содержание бизнес плана
Бизнес план – представляет собой генеральный замысел, общую идею осуществления операций, приносящую выгоду в виде прибыли ил позволяющую достичь других желаемых целей.
В плане обрисовывается содержание и направленность намечаемой операции, рассчитывается ожидаемый эффект.
Бизнес план включает следующие разделы:
Резюме
Товар (услуга)
Рынок сбыта
Конкуренция
Стратегия маркетинга
Планирование производства
Организационный план
Юридический план
Оценка риска
Финансовый план
Стратегия финансирования