Античная философия
1. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается».
а) Анаксимен;
б) Эмпедокл;
в) Фалес;
г) Платон;
д) Аристотель.
2. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского:
а) диалектический материализм;
б) механистический материализм;
в) антропологический материализм;
г) стихийный материализм.
3. Об учении этого философа позднейший автор писал:
«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».
а) Платон;
б) Аристотель;
в) Демокрит;
г) Парменид;
д) Гераклит.
4. Фрагмент «Все течет, все изменяется» выражает суть:
а) диалектических мыслей Гераклита;
б) метафизической концепции Парменида;
в) релятивизма софистов;
г) логики Аристотеля;
д) критической позиции скептиков.
5. Категорию «Логос» в античной философии впервые ввел:
а) Парменид;
б) Фалес;
|
|
в) Демокрит;
г) Гераклит;
д) Анаксимен.
6. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»:
а) Пифагор;
б) Платон;
в) Сократ;
г) Аристотель;
д) Демокрит.
7. Согласно Пармениду, мы впадаем в заблуждение, когда мыслим:
а) небытие;
б) первоначало;
в) бытие;
г) божество;
д) материю.
8. Основоположником античного атомизма является:
а) Сократ;
б) Демокрит;
в) Платон;
г) Аристотель;
д) Гераклит.
9. Онтология Демокрита строится на принципе:
а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц — атомов;
б) первоэлементом мира является апейрон;
в) любая вещь мира есть соединение материи и формы;
г) первоэлементом мира является число;
д) познание мира невозможно.
10. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»
а) знать все и невозможно;
б) знания увеличивают скорбь;
в) знать что-то вовсе и не нужно;
г) попытаюсь узнать;
д) другие не знают и этого.
11. Идея, согласно Платону:
а) материальна и умопостигаема;
б) нематериальна, но умопостигаема;
в) материальна, но неумопостигаема;
г) нематериальна и неумопостигаема;
д) конструкция сознания.
12. Истинное познание по Платону есть:
а) логически четкое, рациональное познание;
б) мистический опыт;
в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире;
г) знание, основанное на эксперименте;
д) истинное познание невозможно.
13. Этот античный философ писал: «Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительного в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все остальное: ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать».
|
|
а) Аристотель;
б) Демокрит;
в) Платон;
г) Протагор;
д) Пифагор.
14. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть:
а) сложное единство мельчайших частиц – атомов;
б) чувственный образ идеи;
в) единство материи и формы;
г) создано из воды;
д) конструкция сознания.
15. Этот античный философ писал: «...Государство - продукт естественного развития и что человек по природе своей — существо политическое. Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчеловек, или существо, недоразвитое в нравственном отношении...»
а) Аристотель;
б) Платон;
в) Плотин;
г) Демокрит;
д) Сенека.
4. Философия народов Средней Азии. Аль-Фараби, Ибн-Сина, М.Кашгари, Ю.Баласагун.
1. В каком веке в Азербайджане складываются феодальные отношения:
а) III—IV вв.;
б) В конце VII в.;
в) в начале III в.;
г) в середине III – конец IV вв.;
2. Кто утверждал, что материальный мир есть порождение мирового духа, бога, что божественное провидение правит миром:
а) И. Воротнеци;
б) А. Ширакаци;
в) Д. Анахт;
г) Е. Кохбеци;
3. Кто был крупным представителем научной и философской мысли Армении:
а) Е. Кохбеци;
б) Д. Анахт;
в) И. Воротнеци;
г) А. Ширакаци;
4. Кто выступил с критикой библейского толкования происхождения природных явлений:
а) А. Ширакаци;
б) Д. Анахт;
в) Е. Кохбеци;
г) И. Воротнеци;
5. Кто написал комментарии к сочинениям Аристотеля и Порфирия:
а) Д. Анахт;
б) И. Воротнеци;
в) А. Ширакаци;
г) Е. Кохбеци;
6. Где существовала школа риторического и философского образования — средоточие античной культуры в IV в.:
а) Западная Грузия;
б) Закавказье;
в) Иране;
г) Азербайджан;
7. Кто был представителем светской идеологии в VI в.:
а) Айэт и Партадзе;
б) М.Пселла и И.Итала;
в) Айэт и И. Итала;
г) М. Пселла и Партадзе;
8. В Средней Азии, когда начали складываться феодальные отношения:
а) в IV—VI вв.;
б) в IX—X вв.;
в) в середине III – конец IV вв.;
г) III—IV вв.;
9. Чье мнение было что, материальный мир состоит, из шести природных тел или элементов (простые элементы, минералы, растения, животные, человек и небесные тела):
а) Ибн-Сина;
б) Аль-Бируни;
в) Аль-Фараби;
г) Аристотель;
10. Кто говорил что: «природа находится в постоянном изменении и развитии. Материя сама создает и изменяет форму вещей. Душа (мышление, духовные явления) суть свойства тела»:
а) Аль-Фараби;
б) Аль-Бируни;
в) Аль- Хорезми;
г) Ибн-Сина;
11. Кто был «вторым учителем» после Аристотеля в вопросах науки и философии:
а)Аль-Бируни;
б) Аль-Хрезми;
в) Ибн-Сина;
г)Аль-Фараби;
12. Кто был наиболее выдающимися мыслителями народов Средней Азии и Ближнего Востока в эпоху феодализма были Фараби, Бируни,.
а) Ибн-Сина, Аристотель, Д. Анахт;
б) Аль-Бируни, Аль-Фараби, Аль-Хорезми;
в) Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сина;
г) Е. Кохбеци, Д, Анахт, А. Ширакаци;
5. Философия эпохи возрождения (Г.Галилей, Д.Бруно). Философия нового времени Рене Декарт, Френсис Бекон.
1. Исходный принцип философствования Декарта:
а) сомнение;
б) диалектика;
в) интуиция;
г) озарение;
д) логика.
2. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:
а) «верую, потому что нелепо»;
б) «во всем должно сомневаться»;
в) «любовь движет солнца и светила»;
г) «знание — сила»;
д) «познай самого себя».
3. По мысли Декарта, субстанция протяженная и субстанция духовная:
а) находятся в тесной взаимосвязи;
б) существуют независимо друг от друга;
в) являются противоположностями и постоянно борются между собой;
г) существуют по отдельности, и существование одной исключает одновременное существование другой;
д) являются иллюзией психики.
4. Декарт признавал существование:
|
|
а) одной субстанции — материи;
б) одной субстанции с двумя атрибутами: временем и пространством;
в) одной субстанции с двумя атрибутами: мышлением и протяжением;
г) двух независимых субстанций — мышление и протяжение;
д) только фактов чувственного восприятия.
5. Главным атрибутом материи, по Декарту, является:
а) делимость;
б) протяженность (распространенность);
в) вечность;
г) изменчивость;
д) энергия.
6.Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:
а) созерцательный анализ;
б) эмпирическую индукцию;
в) рациональную дедукцию;
г) спекулятивный синтез;
д) диалектический метод.
7. Спиноза применил в своей «Этике» необычный метод изложения:
а) логический;
б) эмпирический;
в) геометрический;
г) семантический;
д) диалектический.
8. Атрибутами субстанции (природы), по мнению Спинозы, являются:
а) внешняя причина;
б) множество конечных вещей;
в) мышление и протяжение;
г) воздействие и связь;
д) энергия и информация.
9. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль:
а) космос – это бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог);
б) бесконечность космоса — божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;
в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом);
г) космос – пустое пространство, окружает бога как свою сердцевину;
д) космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.
10. В виде Левиафана рассматривал государство:
а) Спиноза;
б) Гоббс;
в) Декарт;
г) Бэкон;
д) Николай Кузанский.
11. Руссо считал, что развитие культуры формирует у человека потребности:
а) естественные;
б) искусственные;
в) материальные;
г) духовные;
д) социальные.
12. Установите соответствие философа философскому направлению:
1. эмпиризм; а) Бэкон;
2. рационализм; б) Декарт;
в) Локк;
г) Гоббс;
д) Спиноза.
6.Философские взгляды Казахских просветителей 19 века.
1. Кто считал что: «что любая власть, будь то европейская, российская или азиатская, особенно российская и азиатская, страдает вопиющими злоупотреблениями и не останавливается, когда это выгодно ей, перед попранием законов, ею же принятых и ею же охраняемых…..»:
|
|
а) Ш. Валиханов;
б) А. Кунанбаев;
в) И. Алтынсарин;
г) А. Байтурснов;
2. Кто выдающийся казахский просветитель и демократ:
а) Ш. Валиханов;
б) А. Байтурсынов;
в) А. Кунанбаев;
г) И. Алтынсарин;
3. Чьи были исследования под названием. «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства»:
а) А. Байтурснов;
б) А. Кунанбаев;
в) И. Алтынсарин;
г) Ш. Кудайбердиев;
4. Кто изложил свою философскую позицию в работе «Эдебиет таныткыш»:
а) А. Кунанбаев;
б) А. Байтурсынов;
в) Ш. Кудайбердиев;
г) М. Ауэзов;
5. Что является предметным миром природы:
а) мир в котором живет человек, а мир вещей, созданный самим человеком — это мир, который живет в нем самом;
б) человек выражает мысли не для себя, а для другого;
в) именно дать обоснование значения слова, как фундаментальной, основополагающей формы выражения мысли;
г) что источник мыслей человека имеет весьма сложный характер;
6. Каким языком владел Ш. Кудайбердиев:
а) арабским, персидским, турецким, русским;
б) арабским, турецким, китайским, персидским;
в) китайским, корейским, русский, латинский;
г) казахский, китайский, арабский, русский;
7. Кто внес большой вклад в распространение ислама среди кочевого населения основатель суфийского ордена Яссавия
а) Ходжа Ахмед;
б) Ш. Кудайбердиев;
в) М. Ауэзов;
г) А. Кунанбаев;
8. Авторы формационного подхода к анализу общества и его истории;
а)К.Маркс и Ф.Энгельс;
б)Ф.Шеллинг;
в)А.Шопенгауэр;
г)Аль-Фараби и Аль Газали;
9. Автор «Книги исцеления», философ и врач:
а) И. Алтынсарин;
б) Аль-Фараби;
в) А. Байтурсынов;
г) Ш. Валиханов;
10. Кто из казахских просветителей 19 века создал казахский алфавит на основе русской графики, написал учебник «Казахская хрестоматия»:
а) А. Кунанбаев;
б) Ш. Валиханов;
в) И. Алтынсарин;
г) А. Байтурсынов;
11. Кто написал слова «Без истины жить нельзя… Я задыхаюсь за неимением Истины» посветив эти слова Абаю;
а) П.А. Флоренского;
б) Н. Бердяев;
в) Ш. Валиханов;
г) А. Байтурсынов;
12. Кто сказал фразу «истина и конечное назначение человека – это его возвращение к Богу (Аллаху)»;
а) Н. Бердяева;
б) А. Кунанбаев;
в) И. Алтынсарин;
г) М. Ауэзов;
7.
1. К фундаментальным идеям Библии относят (укажите все правильные варианты):
а) сотворение мира из ничего;
б) мир состоит из мельчайших неделимых частиц;
в) богов много, но верховным является Зевс;
г) концепция реинкарнации (переселения душ);
2. Основной догмат христианского вероучения относительно Бога гласит:
а) нет Бога кроме Аллаха;
б) Бог есть Единое;
в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях;
г) Бог есть Все и все есть Бог;
д) Бог есть безличная духовная реальность.
3. Основной догмат христианства:
а) дуализм;
б) триединство;
в) деизм;
г) пантеизм;
д) скептицизм.
4. Религиозно-христианское понимание человека утверждает, что:
а) человек — одно из существ равное другим существам, созданных Богом;
б) человек — худшее из творений, созданных Богом;
в) человек — случайность, ничего не стоящая;
г) человек – «венец творения» и повелитель всего созданного для него Богом;
д) человек – «думающая машина».
5. В центре размышлений христианских философов стоит:
а) природа;
б) личность;
в) Бог;
г) идеальный мир;
д) процесс познания.
6. Христианско-религиозное понимание истории означает:
а) история есть прямолинейное движение от грехопадения до судного дня;
б) история — это движение от первобытности к идеальному, совершенному обществу;
в) история есть прогресс науки и техники;
г) история циклична: она есть рождение из хаоса и возвращение в него;
д) история есть развертывание классовой борьбы.
7. Центральным объектом философского осмысления Августин делает:
а) человека;
б) Бога;
в) природу;
г) логику;
д) математику.
8. Основой духовной жизни в концепции Августина является:
а) разум;
б) воля;
в) переживание;
г) вера;
д) страсть.
9. Высший критерий истины в концепции Августина:
а) опыт;
б) разум;
в) откровение;
г) эксперимент;
д) нет такого критерия.
10. По вопросу о соотношении философии и религии Фома Аквинский выдвинул тезис о том, что:
а) религия и философия несовместимы;
б) все догматы религии должны быть доказаны разумом;
в) религия не вне- и не антиразумна, она сверхразумна;
г) философия должна быть упразднена;
д) религия должна быть упразднена.
11. В своих рассуждениях о Боге Фома Аквинский:
а) безоговорочно защищал идею личного Бога;
б) признавал Бога полностью трансцендентным, непознаваемым;
в) считал, что познание Бога опосредовано его влиянием в природе;
г) полагал, что Бог — это и есть природа;
д) считал, что Бог – это перводвигатель.
12. Этому средневековому мыслителю принадлежат пять наиболее полных способов доказательств существования Бога:
а) Августин Блаженный;
б) Фома Аквинский;
в) Ансельм Кентерберийский;
г) Альберт Великий;
д) Тертуллиан.
13. Установите соответствие философа философскому направлению:
1. реализм; а) Уильям Оккам;
2. номинализм; б) Ансельм Кентерберийский;
в) Иоанн Росцелин;
г) Фома Аквинский.
Бытие. Субстанция. Материя.
1. Онтология — это учение:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о развитии вселенной;
в) о бытии как таковом;
г) о духовной культуре общества и человека;
д) о сущности человеческой истории.
2. Кто из древних философов первым сформулировал понятие «бытие»?
а) Пифагор;
б) Гераклит;
в) Парменид;
г) Платон;
д) Сократ.
3. Какое из данных философских понятий возникло первым?
а) материя;
б) бытие;
в) субстанция;
г) первоначало.
4. Аристотель выдвинул двойственную концепцию понимания бытия:
а) пассивную материю и активную форму;
б) активную материю и пассивную форму;
в) активное сознание и пассивную форму;
г) пассивное сознание и активную форму.
5. Материалисты утверждают, что:
а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) мир создан Богом из ничего.
6. Материалисты утверждают, что материя – это:
а) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;
б) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;
в) абсолютное Единое;
г) абстрактное понятие.
7. Идеалисты утверждают, что:
а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;
д) мир создан Богом из ничего.
8. Пантеизм — это:
а) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;
б) учение, утверждающее познаваемость мира;
в) учение, о духовной культуре общества;
г) о сущности познания, о путях постижения истины;
д) о сущности человеческой истории.
9. Что является первоначалом в материалистических философских концепциях?
а) дух;
б) сознание;
в) материя;
г) логос;
д) опыт.
10. Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания:
а) термины;
б) категории;
в) символы;
г) универсалии;
д) парадигмы.
11. Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем:
а) время;
б) пространство;
в) движение;
г) развитие;
д) взаимодействие.
12. Форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах:
а) время;
б) пространство;
в) движение;
г) развитие;
д) взаимодействие.
13. С точки зрения континуальной трактовки, материя есть нечто:
а) обладающее энергией и массой;
б) обладающее душой и жизненностью;
в) обладающее пространственно-временными характеристиками;
г) обладающее волей и желанием;
д) находящееся в движении.
14. Универсальной формой существования материи является:
а) неподвижность;
б) сознание;
в) движение;
г) определенный набор форм;
д) ограниченность в пространстве.
9. Субстанция как естественное основание бытия и как его метафизическое начало
1.Что является общим признаком категории «бытия»:
а) о сущности человеческой истории;
б) о ценностях, об их происхождении и сущности;
в) обладающее пространственно-временными характеристиками;
г) существование, присущее любым вещам, явлениям, процессам, состояниям действительности;
2. В истории философии как называется первооснова, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя:
а) бытие;
б) материя;
в) субстанция;
г) первоначало;
3.Представители первых философских школ в качестве первоосновы понимали вещество, где, как правило, дело сводилось к каким первостихиям:
а) земля, вода, огнь, воздух;
б) небо, земля, огонь, вода;
в) огонь, вода, погода, воздух;
г) вода, огонь, небо, воздух;
4. По большей части основаниями философии выступали:
а) материя, бытие, первоначало;
б) материя, бытие, идея;
в) материя, бог, идея;
г) бог, идея, бытие;
5. Что относится к теоритическим характеристикам субстанции:
а) скованность, универсальность, самодетерминация;
б) универсальность, само существование, скованность;
в) универсальность, скованность, каузальность;
г) целостность, универсальность, самодетерминация;
6. Что такое «философский монизм»:
а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
б) приоритет одной какой-то субстанции, которая опираясь на нее, выстраивает всю остальную картину мира, в многообразии его вещей и явлений;
в) существование, присущее любым вещам, явлениям, процессам, состояниям действительности;
г) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;
7. С точки зрения современных научных представлений о происхождении и сущности мира, следует выделить два наиболее распространенных подхода к пониманию природы субстанции:
а) материалистический и пространственный;
б) идеологический и идеалистический;
в) материалистический и идеалистический;
г) идеалистический и универсальный;
8. Какой подход наиболее характерен для представителей материализма европейского Просвещения XVIII в.:
а) материалистический монизм;
б) идеологический монизм;
в) философский монизм;
г) идеалистический монизм;
9. Что признает материю производной от чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия:
а) философский монизм;
б) материалистический монизм;
в) идеалистический монизм;
г) идеологический монизм;
10. Что Р. Декарт считал главным атрибутом и неотъемлемым свойством протяженность:
а) материя;
б) субстанция;
в) первоначало;
г) бытие;
10. Типология основной мысли о материй.
1. От латинского «материя»:
а) небо;
б) атом;
в) вещество;
г) время;
2. Материя – это:
а) состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;
б) философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию;
в) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;
г) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;
3. Кто признавал объективное существование материи:
а) Платон;
б) Д. Беркли;
в) Д. Локк;
г) Аристотель;
4. Кто определял материю как тело, рассматриваемое в отношении его формы и сущностью материи является протяженность:
а) Платон;
б) Аристотель;
в) Т. Гоббс;
г) Д. Локк;
5. Для Д.Локка что являлось сщностью материи:
а) сущностью материи является протяженная плотная субстанция;
б) отрицал существование материи;
в) сущностью материи является протяженность;
г) вечной, несотворимой и неуничтожимой сущностью материи;
6. Какое определение материи дал Д. Беркли:
а) она есть мыслимое нами нечто, нечто такое, что является носителем первичных качеств протяженности и плотности;
б) есть нечувствующая, немыслящая субстанция, воздействующая на дух извне и порождающая в нем идеи;
в) философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию;
г) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;
7. С чьей точки зрения материя как субстанция существует не «до» и не «наряду» с другими телами:
а) Аристотель;
б) Д. Беркли;
в) Д. Дидро;
г) Ленин;
8. Поль Гольбах считал, что материей является..:
а) отрицал существование материи;
б) всё то, что действует на наши органы чувств;
в) объективное существование материи;
г) носителем первичных качеств (акциденций) протяженности и плотности;
9. Сколько форм движении материи выделил Ф. Энгельс:
а) 6;
б) 4;
в) 5;
г) 3;
10. Что является атрибутами материи:
а) движение, пространство, время;
б) движение, объективность, несотворимость;
в) пространство, время, саморазвитие;
г) движение, отражение, время;
11. Что не входит в свойства материи:
а) несотворимость и неуничтожимость;
б) движение, пространство, время;
в) вечность существования во времени и бесконечность в пространстве;
г) детерминированность всех явлений;
12. Сколько универсальных законов существования и развития материи:
а) 4;
б) 6;
в) 9;
г) 3;
13. Что является формой движения материи:
а) она есть мыслимое нами нечто, нечто такое, что является носителем первичных качеств протяженности и плотности;
б) основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения;
в) есть нечувствующая, немыслящая субстанция, воздействующая на дух извне и порождающая в нем идеи;
г) философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию;
11. Важнейшие формы бытия – пространство и время.
1. Пространство – это…:
а) форма последовательной смены состояний объектов и процессов;
б) форма в которой располагаются все наши ощущения;
в) форма существования материальных объектов и процессов;
г) форма заключающаяся в закономерной координации сменяющих друг друга явлений;
2. Время – это…:
а) форма существования материальных объектов и процессов;
б) форма заключающаяся в закономерной координации сменяющих друг друга явлений;
в) форма воздействующая на дух извне и порождающая в нем идеи;
г) форма последовательной смены состояний объектов и процессов;
3. Какие универсальные свойства времени:
а) длительность, неповторимость;
б) протяженность, единство прерывности;
в) протяженность, объективность;
г) последовательность, объективность;
4. Какие универсальные свойства пространства:
а) последовательность, протяженность;
б) единство прерывности и непрерывности;
в) длительность, неповторимость;
г) неповторимость, протяженность;
5. Что является пространственной характеристикой:
а) основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения;
б) «моменты», в которые происходят явления, продолжительности (длительности) процессов;
в) есть нечувствующая, немыслящая субстанция, воздействующая на дух извне и порождающая в нем идеи;
г) положения относительно др. тел, расстояния между ними, углы между различными пространственными направлениями;
6. В каком веке была концепция пространства и времени разработанная Ньютоном:
а) 17-18 вв.;
б) 17-19 вв.;
в) 18-19 вв.;
г) 15-17 вв.;
7. Кому служило противоречие относительности классической механики, все инерциальные системы отсчёта равноправны и невозможно отличить:
а) Ньютон;
б) Платон;
в) Лейбниц;
г) Гоббс;
8. В чем состоит особенность Лейбницевой концепции:
а) что в ней отвергается представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от неё;
б) что основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения;
в) что абсолютное пространство и время оставались в ней непознаваемыми путём опыта;
г) что она есть мыслимое нами нечто, нечто такое, что является носителем первичных качеств протяженности и плотности;
12.Диалектика как учение об универсальных связях и развитии. Категории диалектики и их роль в познании.
1. Какой закон диалектики можно образно проиллюстрировать спиралью?
а) тождества материи и сознания;
б) перехода количественных изменений в качественные;
в) сохранения материи;
г) отрицания отрицания.
2. Какой закон диалектики наглядно иллюстрирует таблица химических элементов Д.И. Менделеева?
а) тождества материи и сознания;
б) перехода количественных изменений в качественные;
в) сохранения материи;
г) отрицания отрицания.
3. Основными законами диалектики являются (укажите все правильные варианты):
а) закон единства и борьбы противоположностей;
б) закон неба (Ли);
в) закон взаимного перехода качества и количества;
д) закон нравственного воздаяния.
4. Прогресс и регресс – это две формы:
а) существование;
б) развития;
в) движения;
г) иерархии;
д) детерминизма.
5. К законам диалектики не относится закон:
а) единства и борьбы противоположностей;
б) тождества материи и сознания;
в) перехода количества в качество;
г) отрицания отрицания.
6. Диалектика — это:
а) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;
б) учение, считающее источником и завершающей целью всех изменений в природе Бога;
в) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности;
г) учение о всеобщей причинно-следственной связи;
д) учение о божественном предопределении.
7. Дополните парные категории диалектики:
а) единичное – общее;
б) причина – следствие;
в) возможное – действительное;
г) сущность – явление;
д) форма – содержание.
8. Что такое метафизика:
а) это мировоззрение, то есть диалектический взгляд на мир;
б) учение, утверждающее, что созидательным началом всего является воля человека;
в) рассматривает и изучает вещи независимо друг от друга;
г) бытие мира как «часовой механизм».
9. Сущность - это:
а) бытие;
б) способ выражения и существования содержания;
в) внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления;
г) устойчивая, не изменяющаяся часть объекта.
10. Установите последовательность в развитии диалектики:
а) диалектический материализм; 4
б) стихийная диалектика (Гераклит); 1
в) идеалистическая категориальная диалектика (Платон); 2
г) абсолютный идеализм (Гегель) 3