Бюджетное законодательство (ст. 6 БК) определяет доходы бюджета как денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Однако данное определение в экономическом смысле является не вполне точным, поскольку признаки «безвозмездности» и «безвозвратности» имеют сугубо теоретический, идеальный характер. На практике денежные средства, поступающие в виде доходов в бюджет государства (муниципальных образований), направляются на финансирование расходов, определенных в законе (решении) о бюджете на соответствующий финансовый год.
В теории финансового права под государственными доходами понимается часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства в целях создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов1. Муниципальные (местные) доходы также представляют часть национального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории1.
|
|
Впервые на теоретическом уровне классификацию доходов бюджета предложил М. М. Сперанский, сформулировавший следующие основания для выделения групп доходов: 1) по источникам формирования: а) подати и налоги, б) доходы с казенных капиталов, в) доходы от казенной собственности; 2) по пространству употребления доходов: а) общие (установленные для общих государственных издержек), б) частные (присвоенные каким-либо особенным ветвям расходов, т. е. имеющие целевое назначение), в) обыкновенные (действие которых не прерывается какими-либо случайными происшествиями и употребление которых относится к постоянным нуждам), г) чрезвычайные (которые устанавливаются на некоторое время и на случай нужды)2.
Современная финансово-правовая наука, воспринявшая предложенную классификацию, выработала также дополнительные основания для выделения групп доходов. Так, Н. И. Химичева классифицирует доходы по следующим основаниям:
по социально-экономическому признаку: на доходы от государственного (муниципального) хозяйства; от предприятий и организаций негосударственных форм собственности; от совместных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ; от личных доходов граждан;
|
|
по территориальному уровню: на доходы федеральные; доходы субъектов РФ; местные доходы муниципальных образований;
в зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных средств: налоговые и неналоговые платежи и поступления;
по методам аккумуляции: обязательные и добровольные платежи и поступления;
по порядку образования и использования доходов: централизованные (доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах, а также внебюджетных фондах) и децентрализованные (доходы государственных и муниципальных предприятий и организации, остающиеся в их непосредственном распоряжении после уплаты соответствующих обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды)1.
В соответствии со ст. 39 БК доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ и делятся соответственно на налоговые, неналоговые и безвозмездные и безвозвратные перечисления.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, взимаемые за совершение налоговых нарушений. Виды налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Характерными признаками налогов являются обязательность и индивидуальная безвозмездность.
Несмотря на то что сборы отнесены законодателем к категории налоговых платежей, они существенно отличаются от налогов. В частности, сбор является индивидуально возмездным платежом, и его уплата в соответствующий бюджет выступает одним из условий совершения в отношении плательщика государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Кроме того, уплата сборов носит, как правило, разовый характер, а не периодический (регулярный), который характерен для налогов.
В зависимости от уровня установления налоги могут быть классифицированы на федеральные, региональные и местные, при этом зачисление сумм собранных налогов в бюджеты соответствующих уровней осуществляется согласно нормативам, определенным бюджетным законодательством.
К неналоговым доходам в соответствии с бюджетным законодательством РФ относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений (в том числе: средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением средств, получаемых в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений; средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление, за исключением средств, получаемых от передачи имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений, под залог; плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям; часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей);
|
|
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.
К безвозмездным и безвозвратным перечислениям в бюджеты всех уровней относятся перечисления в виде: финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций; субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней; иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ; безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов; безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.