ТЕМА: 3. Особенности правового регулирования государственных и муниципальных доходов

Бюджетное законодательство (ст. 6 БК) определяет доходы бюджета как денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательст­вом РФ в распоряжение органов государственной власти Рос­сийской Федерации, органов государственной власти субъек­тов РФ и органов местного самоуправления. Однако данное определение в экономическом смысле является не вполне точ­ным, поскольку признаки «безвозмездности» и «безвозвратно­сти» имеют сугубо теоретический, идеальный характер. На практике денежные средства, поступающие в виде доходов в бюджет государства (муниципальных образований), направля­ются на финансирование расходов, определенных в законе (ре­шении) о бюджете на соответствующий финансовый год.

В теории финансового права под государственными дохода­ми понимается часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через раз­личные виды денежных поступлений в собственность и распоря­жение государства в целях создания финансовой базы, необхо­димой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасно­сти страны, а также для функционирования государственных ор­ганов1. Муниципальные (местные) доходы также представляют часть национального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения во­просов местного значения, исходя из интересов населения соот­ветствующей территории1.

Впервые на теоретическом уровне классификацию доходов бюджета предложил М. М. Сперанский, сформулировавший следующие основания для выделения групп доходов: 1) по ис­точникам формирования: а) подати и налоги, б) доходы с ка­зенных капиталов, в) доходы от казенной собственности; 2) по пространству употребления доходов: а) общие (установленные для общих государственных издержек), б) частные (присвоен­ные каким-либо особенным ветвям расходов, т. е. имеющие целевое назначение), в) обыкновенные (действие которых не прерывается какими-либо случайными происшествиями и употребление которых относится к постоянным нуждам), г) чрезвычайные (которые устанавливаются на некоторое вре­мя и на случай нужды)2.

Современная финансово-правовая наука, воспринявшая предложенную классификацию, выработала также дополнитель­ные основания для выделения групп доходов. Так, Н. И. Хими­чева классифицирует доходы по следующим основаниям:

по социально-экономическому признаку: на доходы от государ­ственного (муниципального) хозяйства; от предприятий и орга­низаций негосударственных форм собственности; от совмест­ных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ; от личных доходов граждан;

по территориальному уровню: на доходы федеральные; доходы субъектов РФ; местные доходы муниципальных образований;

в зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных средств: налоговые и неналоговые платежи и поступления;

по методам аккумуляции: обязательные и добровольные пла­тежи и поступления;

по порядку образования и использования доходов: централизо­ванные (доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах, а также внебюджетных фондах) и децентрализован­ные (доходы государственных и муниципальных предприятий и организации, остающиеся в их непосредственном распоряже­нии после уплаты соответствующих обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды)1.

В соответствии со ст. 39 БК доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательст­вом РФ и делятся соответственно на налоговые, неналоговые и безвозмездные и безвозвратные перечисления.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налого­вым законодательством РФ федеральные, региональные и мест­ные налоги и сборы, а также пени и штрафы, взимаемые за со­вершение налоговых нарушений. Виды налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, устанавливаются Налого­вым кодексом РФ. Характерными признаками налогов являют­ся обязательность и индивидуальная безвозмездность.

Несмотря на то что сборы отнесены законодателем к кате­гории налоговых платежей, они существенно отличаются от налогов. В частности, сбор является индивидуально возмезд­ным платежом, и его уплата в соответствующий бюджет высту­пает одним из условий совершения в отношении плательщика государственными органами, органами местного самоуправле­ния, иными уполномоченными органами и должностными ли­цами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Кро­ме того, уплата сборов носит, как правило, разовый характер, а не периодический (регулярный), который характерен для налогов.

В зависимости от уровня установления налоги могут быть классифицированы на федеральные, региональные и местные, при этом зачисление сумм собранных налогов в бюджеты соот­ветствующих уровней осуществляется согласно нормативам, определенным бюджетным законодательством.

К неналоговым доходам в соответствии с бюджетным зако­нодательством РФ относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государ­ственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением доходов от использования имущества, находящего­ся в оперативном управлении автономных учреждений (в том чис­ле: средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением средств, полу­чаемых в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имуще­ства, находящегося в оперативном управлении автономных уч­реждений; средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; средст­ва, получаемые от передачи имущества, находящегося в государ­ственной или муниципальной собственности, под залог, в дове­рительное управление, за исключением средств, получаемых от передачи имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений, под залог; плата за пользование бюд­жетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возврат­ной и платной основах; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных това­риществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным об­разованиям; часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей);

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреж­дениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

средства, полученные в результате применения мер граждан­ско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также сред­ства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям в бюдже­ты всех уровней относятся перечисления в виде: финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций; субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней; иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ; безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государст­венных внебюджетных фондов; безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, между­народных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: