План семинара
1. Различные подходы к познаваемости мира. Проблема субъекта и объекта познания.
2. Чувственное и рациональное в познании. Проблема интуиции.
3. Философское учение об истине. Истина и ее критерии.
4. Уровни и методы научного познания.
При подготовке первого вопроса плана надо обратить внимание на
взаимосвязь различных подходов, сложившихся в истории развития философских взглядов на познаваемость мира. Основными подходами выступают: 1) оптимизм; 2) скептицизм; 3) агностицизм.
Процесс познания предполагает наличие субъекта и объекта познания. Субъектом познания являются как отдельные, люди вступающие между собой в общественные отношения, так и человечество в целом. Под объектом познания понимается все то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.
Обязательное условие познания – взаимодействие между субъектом и объектом познания.
Во втором вопросе плана прежде всего необходимо уяснить диалектику чувственной и рациональной сторон познавательной деятельности. Чувственное познание осуществляется благодаря отражению органами чувств реальной действительности и выступает в следующих формах: 1) понятиях; 2) суждениях; 3) умозаключениях и др.
|
|
Процесс познания носит диалектический характер, все его формы взаимодействуют.
Следует отметить, что в истории философии сложилось два основных направления, сторонники которых акцентировали свое внимание либо на чувственной стороне познания – сенсуализм, либо на рациональной - рационализм.
Определенную связь в процессе познания играет интуиция. Особенностью интуиции является то, что она как бы в одно мгновение раскрывает сущность целого и логика ума не поспевает за ней. Интуиция создает истину, но она не может ее доказать.
Характеризуя третий вопрос плана следует отметить, что целью процесса познания является установление истины. Истина – это соответствие мысли объекту, то есть такое содержание наших знаний, которое верно отображает те или иные свойства реальных объектов. Это указывает на объективность истины.
Объективная истина содержит в себе относительные и абсолютные знания. Относительная истина представляет собой неполное, ограничено верное знание об объекте. Абсолютная истина понимается в двух смыслах: 1) как полное, исчерпывающее знание об объекте; 2) как момент объективной истины, который не может быть опровергнут в будущем.
Следует отметить, что любое научное положение истинно лишь в конкретных условиях: истина всегда конкретна.
Для успеха познания очень важно правильно определить критерий, с помощью которого можно отделить истину от заблуждения. В качестве критерия истины предполагаются: практика (диалектико-материалистическая философия); принцип полезности (философия прагматизма); принцип конвенционализма (истинно то, что соответствует условному соглашению); принцип общезначимости и др.
|
|
В четвертом вопросе плана необходимо, прежде всего, показать различие и единство эмпирического и теоретического уровней познания.
На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание. Исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения.
Эмпирическое исследование осваивает объект с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, сбор фактов.
Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, теорий, гипотез, законов и других форм мышления. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания. При этом используются такие познавательные приемы и средства как абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция и др.
При всем своем различии эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание, ставит перед ним новые, более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов.
Список рекомендуемой литературы
1. Алексеев П.В. Теория познания и диалектика / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М., 1991.
2. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы / В.В. Ильин. - М., 1994.
3. Микешина Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов / Л.А. Микешина. // Вопросы философии. – М.: Наука, 2001 - № 4.
4. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы / Б. Рассел. - Киев, 1997.
5. Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин – М., 1998.
6. Теория познания: В 4 т. / Под ред. В.А. Лекторского, Т.И. Ойзермана. - М.: Мысль, 1995.
7. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Дону, 1996.
8. Философия. Учебное пособие / Под ред. Л.П. Станкевича – Липецк, 2002.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы три направления сложившиеся в истории развития философских взглядов на познаваемость мира?
2. Как соотносятся чувственное и рациональное познание?
3. Что такое практика?
4. Как соотносятся познание и практика?
5. Что такое истина и каковы ее виды?
Темы рефератов
1. Субъект и объект познания.
2. Специфика интуиции как формы познания.
3. Проблема критерия истины в философии.
4. Функции практики в процессе познания.
5. Конкретность истины.
6. Диалектика относительной и абсолютной истины.
7. Специфика эмпирического познания.