Тема: Философское учение о человеке

План семинара

1. Философия о природе и сущности человека.

2. Человек как биосоциальное существо.

3. Проблема антропосоциогенеза.

4. Свобода и ответственность личности.

5. Проблема смысла жизни человека.

Отвечая на первый вопрос плана, необходимо уяснить, что вопрос о природе

человека – это вопрос о его отличии от всех других живых существ, а вопрос о его сущности – это вопрос о тех его глубинных качествах, которые определяют его специфику.

Природа человека глубоко противоречива. С одной стороны, человек – существо природное, обладающее природными силами, существование которого подчинено законам биологии и физиологии.

С другой стороны, человек существо общественное, живущее в собственно человеческом, общественном мире. Последний, с одной стороны, создается человеком, с другой – формирует человека, социализирует его.

В философии имеют место различные подходы к определению сущности человека. Так в рамках религиозной философии Нового времени основной характеристикой человека объявляется разум. В иррациональных течениях под сущностью человека понимают волю (Шопенгауэр, Ницше), сферу бессознательного (Фрейд, Юнг). В философии марксизма сущность человека усматривается в его трудовой деятельности. При этом человек не может трудиться, не вступая в отношения с другими людьми. Поэтому сущность человека, по Марксу, - это «совокупность всех общественных отношений».

При ответе на второй вопрос плана, необходимо отметить, что любая современная концепция человека исходит из наличия в нем двух составляющих: биологической и социальной.

По своей телесной организации и физиологическим функциям человек принадлежит к животному миру. Человек как биологическое существо наделен инстинктами, однако, он утратил их природную изначальность. Общество в противовес инстинктам диктует человеку определенные правила поведения.

Проблемой остается вопрос об соотношении в человеке биологического и социального, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека.

При ответе на третий вопрос плана следует отметить, что проблема антропогенеза – это проблема происхождения и развития человека как определенного вида.

Возникновение человека до сих пор остается загадкой. Эволюционная теория Дарвина, согласно которой человек является непосредственным потомком одной из ветвей высших приматов, не дает удовлетворительного ответа на этот вопрос. Исследования антропологов показывают, что последовательное развитие человекообразных обезьян доходит только до неандертальца. Затем неандертальцы исчезают, а их место занимают кроманьонцы. При этом наиболее древние стоянки кроманьонцев обладают более высоким уровнем цивилизованности. Это делает совершенно неясным вопрос о времени и месте возникновения человека.

Обычно считается, что труд, язык и сознание возникают практически одновременно, однако вовсе неясно, какой из этих факторов играл ведущую роль в становлении человека.

Все эти трудности приводят к тому, что современная мысль начинает обращаться к другим версиям происхождения человека. К числу таких версий относятся: религиозная точка зрения; гипотеза о клонировании человека пришельцами; гипотеза о мутациях.

Ответ на четвертый вопрос плана следует начать с определения свободы. Свобода одна из основных – философских категорий, характеризующих сущность человека. Свобода заключается в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не по принуждению. Проблема свободы была одной из основных в философии Канта, Гегеля, Ницше, Сартра, Ясперса, Бердяева. В русской философской традиции понятие свободы зачастую рассматривалось как «свобода воли».

Реализация свободы немыслима без осознания ответственности. Ответственность как философская категория отражает взаимоотношения между личностью, обществом, с точки зрения осознанного осуществления, предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность человека формируется под влиянием тех требований, которые к нему предъявляет общество, класс, коллектив, семья.

При ответе на пятый вопрос плана, следует отметить, что проблеме смысла жизни человека всегда уделялось большое внимание в философии. На каждом этапе развития философской мысли имел место новый уровень философской рефлексии данной проблемы.

В философии под смыслом жизни понимается главная цель, предназначение, основная линия жизненного пути человека.

Далее следует отметить, что проблема смысла жизни – это мировоззренческая проблема и она может быть выражена не только в форме философских понятий, но и в форме религиозных представлений.

Христианская религия видит главный смысл жизни человека в служении Богу и к вечности.

Человек это существо, не только ориентированное на поиск смысла жизни, но знающее и переживающее свою смерть.

На протяжении многих веков проблема смертности являлась объектом философских размышлений. Философы античности (Сократ, Эпикур) стремились путем философского размышления преодолеть страх смерти. В эпоху Возрождения смерть стали рассматривать как важную часть человеческого бытия (М. Монтень). С зарождением в философии иррационалистических течений в XIX в., повышается внимание к проблеме смерти. Так, согласно Шопенгауэру, жизнь – это непрерывное умирание, вечная борьба со смертью.

Христианская религия подарила надежду на то, что смерть не уничтожает человека, а означает вхождение в новую, неземную жизнь. Посмертная судьба человека зависит от содержания его земной жизни и всецело определяется Богом.

Список рекомендуемой литературы

1. Агацци Э. Человек как предмет философии / Э. Агацци. // Вопросы философии. – 1989, № 2.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л., 1968.

3. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества / И.Л. Андреев. - М., 1988.

4. Иванова Н.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека / Н.Я. Иванова. - Киев, 1986.

5. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека / Л.Н. Коган. – М., 1984.

6. Мир философии: Книга для чтения / Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – Ч.2. – М.: Политиздат, 1991.

7. Розин В.М. Новая концепция происхождения человека и сознания / В.М. Розин // Социально-политический журнал. – М.,1993. - № 5/6.

8. Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М., 1998.

9. Станкевич Л.П. Проблемы целостности личности: гносеологический аспект / Л.П. Станкевич. – М., 1987.

10. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Дону, 1998.

11. Философия. Учебное пособие / Под ред. Л.П. Станкевича. – Липецк 2002.

12. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М., 1990.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему многие философы говорят о человеке как тайне?

2. Каковы основные характеристики человека в эпохи античности, средневековья и в Новое время?

3. В чем состоит сущность деятельностного подхода к пониманию человека?

4. Какие существуют основные подходы к пониманию сущности антропосоциогенеза?

5. Каково соотношение биологического и социального в человеке?

6. Что такое свобода?

7. Каково соотношение свободы и ответственности человека?

8. Что такое смысл жизни человека?

9. В чем смысл бессмертия личности?

Темы рефератов

1. Проблема происхождения и сущности человека.

2. Человек в античной философии.

3. Проблема человека в марксистской философии.

4. Человек в зеркале мировых религий.

5. Диалектика свободы и ответственности личности.

6. Понятие смысла жизни.

7. Проблема клонирования человека и его бессмертия.

8. Новые проблемы жизни и смерти в конце XX века и пути их решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: