План семинара
1. Философское понимание культуры.
2. Основные элементы культуры, их характеристика.
3. Культура и цивилизация.
4. Восток – Запад – Россия: цивилизационные типы.
При ответе на первый вопрос плана следует отметить, что термин «культура»
означает возделывание, воспитание, а также поклонение чему-то высшему.
В широком смысле слова, культура – это то, что создано и создается человеком, совокупность материальных и духовных ценностей.
В истории философского осмысления культуры можно выделить следующие основные ее модели: натуралистическую, классическую, неклассическую (модернистскую), постмодернистскую.
Натуралистическая модель сводила культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы (Вольтер, Руссо, Гольбах).
В XIX в. завершается формирование так называемой «классической» модели культуры. В этой модели человек освобождается от жесткой зависимости, от природного и божественного миров и выступает как творец культуры.
|
|
В марксистской философии классическая модель культуры получила материалистическую интерпретацию: культура осознается не как чисто духовная проблема воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых условий (прежде всего - материальных) для всестороннего и целостного развития человека.
В XX в. формируется неклассическая модель культуры, ориентирующаяся на повседневную жизнь человека. Культура личности, этноса, социума рассматривается как элементы культурной реальности, взаимодействующие между собой и воспринимаемые человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия.
Понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-то одно адекватное определение. Поэтому определения культуры выступают как ее интерпретация в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры. Можно выделить ряд подходов к осмыслению феномена культуры.
Аксиологический (ценностный) подход заключается в выделении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Именно к этому миру, с точки зрения сторонников данной концепции, и применимо понятие культуры.
В деятельном подходе культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности.
При семиотическом подходе культура фиксируется в качестве определенных знаковых систем.
При социологическом подходе культура рассматривается как социальный институт, который дает обществу системное качество.
При ответе на второй вопрос плана следует отметить, что в качестве духовного образования культура включает в себя три основных компонента: 1) познавательный элемент, то есть знания, сформированные в определенных понятиях и зафиксированные в языке; 2) вторым не менее важным компонентом культуры являются духовные ценности; 3) третьим элементом культуры выступают обряды, обычаи, традиции.
|
|
Все перечисленные основные элементы создают смысловое содержание культуры. Освоение смысла культуры всегда должно соотноситься с фундаментальными целями существования человека.
Характеризуя третий вопрос плана необходимо подчеркнуть, что при всем многообразии подходом к соотношению культуры и цивилизации основным является представление о том, что цивилизация является внешним по отношению к человеку миром, в то время как культура выступает внутренним достоянием человека, раскрывая меру его развития.
Далее следует остановиться на философском анализе понятия «цивилизация» и его трактовках во взглядах таких философов как Л. Морган, Ф. Энгельс, Н. Бердяев, С. Булгаков, А. Тойнби, О. Шпенглер. Необходимо подчеркнуть, что многие ученые склоняются к тому, чтобы рассматривать цивилизацию как стадию социокультурного развития. Следует охарактеризовать цивилизационный подход к истории.
Завершить рассмотрение вопроса нужно указанием на существующие классификации цивилизаций:
1) по локально-историческому типу;
2) по историко-социальному типу.
Характеристику четвертого вопроса плана следует начать с указания на то,
что Запад и Восток рассматриваются не как географические, а как геосоциокультурные понятия. «Запад» понимается как особый тип цивилизационного и культурного развития, сформировавшийся в Европе примерно в XV – XVII в. в. Следует выделить наиболее характерные черты и основные ценности западной цивилизации.
Далее следует отметить, что обычно Восток связывается с культурами Древней Индии и Китая, Древнего Египта. Культуры этих стран были самобытными и вместе с тем имели некоторые общие черты. Необходимо охарактеризовать основные типы Восточного типа культуры.
Завершить рассмотрение данного вопроса нужно указанием на то, как соотносятся в культуре России западное и восточное культурное наследие. Возможен ли и необходим ли самобытный путь развития России?
Список рекомендуемой литературы
1. Гуревич П. Философия культуры / П. Гуревич. - М., 1995.
2. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке / Б.С. Ерасов. - М., 1990.
3. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб., 1996.
4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. - М., 1992.
5. Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. - М., 1998.
6. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Дону, 1998.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем специфика философского анализа культуры?
2. Каковы основные модели культуры?
3. Каковы основные элементы культуры?
4. Какие существуют подходы к изучению цивилизаций?
5. В чем специфика Восточной цивилизации?
6. Каковы основные черты Западной цивилизации?
7. В чем отличие Российской цивилизации?
Темы рефератов
1. Понятие культуры и его структура.
2. Человек в мире культуры.
3. Единство традиций и обновления культуры.
4. Культура и цивилизация.
5. Понятие цивилизации в зеркале культурологического подхода.
6. Основные черты техногенной цивилизации.
7. Особенности евразийской концепции цивилизационного развития в России.