Тема: Культура цивилизация

План семинара

1. Философское понимание культуры.

2. Основные элементы культуры, их характеристика.

3. Культура и цивилизация.

4. Восток – Запад – Россия: цивилизационные типы.

При ответе на первый вопрос плана следует отметить, что термин «культура»

означает возделывание, воспитание, а также поклонение чему-то высшему.

В широком смысле слова, культура – это то, что создано и создается человеком, совокупность материальных и духовных ценностей.

В истории философского осмысления культуры можно выделить следующие основные ее модели: натуралистическую, классическую, неклассическую (модернистскую), постмодернистскую.

Натуралистическая модель сводила культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы (Вольтер, Руссо, Гольбах).

В XIX в. завершается формирование так называемой «классической» модели культуры. В этой модели человек освобождается от жесткой зависимости, от природного и божественного миров и выступает как творец культуры.

В марксистской философии классическая модель культуры получила материалистическую интерпретацию: культура осознается не как чисто духовная проблема воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых условий (прежде всего - материальных) для всестороннего и целостного развития человека.

В XX в. формируется неклассическая модель культуры, ориентирующаяся на повседневную жизнь человека. Культура личности, этноса, социума рассматривается как элементы культурной реальности, взаимодействующие между собой и воспринимаемые человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия.

Понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-то одно адекватное определение. Поэтому определения культуры выступают как ее интерпретация в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры. Можно выделить ряд подходов к осмыслению феномена культуры.

Аксиологический (ценностный) подход заключается в выделении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Именно к этому миру, с точки зрения сторонников данной концепции, и применимо понятие культуры.

В деятельном подходе культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности.

При семиотическом подходе культура фиксируется в качестве определенных знаковых систем.

При социологическом подходе культура рассматривается как социальный институт, который дает обществу системное качество.

При ответе на второй вопрос плана следует отметить, что в качестве духовного образования культура включает в себя три основных компонента: 1) познавательный элемент, то есть знания, сформированные в определенных понятиях и зафиксированные в языке; 2) вторым не менее важным компонентом культуры являются духовные ценности; 3) третьим элементом культуры выступают обряды, обычаи, традиции.

Все перечисленные основные элементы создают смысловое содержание культуры. Освоение смысла культуры всегда должно соотноситься с фундаментальными целями существования человека.

Характеризуя третий вопрос плана необходимо подчеркнуть, что при всем многообразии подходом к соотношению культуры и цивилизации основным является представление о том, что цивилизация является внешним по отношению к человеку миром, в то время как культура выступает внутренним достоянием человека, раскрывая меру его развития.

Далее следует остановиться на философском анализе понятия «цивилизация» и его трактовках во взглядах таких философов как Л. Морган, Ф. Энгельс, Н. Бердяев, С. Булгаков, А. Тойнби, О. Шпенглер. Необходимо подчеркнуть, что многие ученые склоняются к тому, чтобы рассматривать цивилизацию как стадию социокультурного развития. Следует охарактеризовать цивилизационный подход к истории.

Завершить рассмотрение вопроса нужно указанием на существующие классификации цивилизаций:

1) по локально-историческому типу;

2) по историко-социальному типу.

Характеристику четвертого вопроса плана следует начать с указания на то,

что Запад и Восток рассматриваются не как географические, а как геосоциокультурные понятия. «Запад» понимается как особый тип цивилизационного и культурного развития, сформировавшийся в Европе примерно в XV – XVII в. в. Следует выделить наиболее характерные черты и основные ценности западной цивилизации.

Далее следует отметить, что обычно Восток связывается с культурами Древней Индии и Китая, Древнего Египта. Культуры этих стран были самобытными и вместе с тем имели некоторые общие черты. Необходимо охарактеризовать основные типы Восточного типа культуры.

Завершить рассмотрение данного вопроса нужно указанием на то, как соотносятся в культуре России западное и восточное культурное наследие. Возможен ли и необходим ли самобытный путь развития России?

Список рекомендуемой литературы

1. Гуревич П. Философия культуры / П. Гуревич. - М., 1995.

2. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке / Б.С. Ерасов. - М., 1990.

3. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб., 1996.

4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. - М., 1992.

5. Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. - М., 1998.

6. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Дону, 1998.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем специфика философского анализа культуры?

2. Каковы основные модели культуры?

3. Каковы основные элементы культуры?

4. Какие существуют подходы к изучению цивилизаций?

5. В чем специфика Восточной цивилизации?

6. Каковы основные черты Западной цивилизации?

7. В чем отличие Российской цивилизации?

Темы рефератов

1. Понятие культуры и его структура.

2. Человек в мире культуры.

3. Единство традиций и обновления культуры.

4. Культура и цивилизация.

5. Понятие цивилизации в зеркале культурологического подхода.

6. Основные черты техногенной цивилизации.

7. Особенности евразийской концепции цивилизационного развития в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: