К возникновению натуральных чисел привела не только потребность счета, но и задача измерения величин.
Рассмотрим смысл
натурального числа как а
результата измерения на е
примере одной из величин – Рис. 67
длины отрезка, (рис.67)
Пусть а - данный отрезок, е - единичный отрезок. Если отрезок а состоит из и отрезков, равных с, то а=п е, где п численное значение длины отрезка а при единице е.
Натуральное число как численное значение длины отрезка а показывает из скольких выбранных единичных отрезков е состоит отрезок а. При выбранной единице длины е, это число единственное.
Пусть: п – численное значение длины отрезка а, m – численное значение длины отрезка b, при одной и той же единице длины е, тогда: а = b <=> n = m, a > b <=> n > m. Пример:
1) «Длина синей ленты 5 мерок, а длина красной ленты 3 таких же мерки. Какая лента длиннее?»
2) «У Маши длина парты 5 мерок. У Саши парта такой же длины. Сколько мерок должно уложиться при измерении Сашиной парты?»
Зная связи между числами дети выясняют отношения между величинами, и наоборот, зная отношения величин, выясняют отношения между их численными значениями.
|
|
Сумму натуральных чисел тип можно рассматривать как численное значение длины отрезка а, состоящего из отрезков b и с, длины которых выражаются натуральными числами т и п.
b c а = (т + п) е
1444424444443 с = (k - п)е
а
Разность натуральных чисел k - п можно рассматривать как значение длины отрезка с, являющегося разностью отрезков а и Ь, длины которых выражены натуральными числами k u п соответственно.
Пример:
«Длина ткани 5 м, отрезали 3 м. Какова длина оставшегося куска?»
В данной задаче из длины 5 м вычитается длина 3 м. Надо узнать численное значение длины оставшегося куска ткани. Для этого надо найти разность 5 – 3.
Способы записи чисел
Человеку необходимо уметь правильно называть и записывать числа, уметь правильно выполнять действия над ними. Для решения этой проблемы люди разных стран изобретали различные системы счисления.
Система счисления – язык для наименования, записи чисел и выполнения действий над ними.
Самой старой системой счисления считается двоичная. Человек вел счет не при помощи пальцев, а при помощи рук. Следы этой системы сохранились и сегодня в стремлении считать парами. В компьютерной технике также используется двоичная система счисления.
Переход к пальцевому счету привел к созданию пятеричной системы, десятеричной и др.
В Древнем Вавилоне считали группам и по 60, система счисления была шестидесятеричная.
Сейчас наиболее широкое применение получила десятичная система счисления, хотя используются и другие:
|
|
шестидесятеричная – при измерении времени,
двенадцатеричная – при счете дюжинами,
двоичная – при счете парами и др.
Различают позиционные и непозиционные системы счисления.
Примером непозиционной системы может быть римская нумерация. В ней 7 знаков:
I – один, V – пять, X – десять, L – пятьдесят, С – сто, D – пятьсот, М – тысяча.
Все другие числа получаются из этих семи при помощи двух арифметических действий: сложения и вычитания. Например, IV – четыре
(5 – 1 = 4), VI – шесть (5 + 1 = 6). Записи IV и VI показывают, что римская система счисления непозиционная – где бы не стоял знак V или I – он всегда имеет одно и то же значение.
Примером позиционной системы счисления является используемая повсеместно десятичная система. В ней для записи чисел используется 10 цифр, и значение каждой цифры зависит от места (позиции), которое она занимает в записи числа. Например, в записи 253 цифра 2 обозначает сотни, в записи 325 – цифра 2 обозначает десятки, а в записи 532 – цифра 2 обозначает единицы.
Примечание: Заслушиваются сообщения студентов, предварительно подготовленные на темы:
1) Возникновение и развитие способов записи чисел.
2) Системы счисления разных народов.
3) Запись чисел в древней Руси.