Все конечные множества можно распределить по классам в зависимости от количества в них элементов, т.е. в каждом классе будут находиться равномощные множества. Они различны по своей природе, но содержат поровну элементов.
С теоретико-множественной позиции количественное натуральное число есть общее свойство класса конечных равномощных множеств.
Каждому классу соответствует только одно натуральное число, каждому натуральному числу – только один класс равномощных множеств.
Рассмотрим, например множества:
- множество букв в слове «число»;
- множество сторон в пятиугольнике.
В этих множествах одинаковое число элементов, в чем можно убедиться, установив взаимно однозначные соответствия между ними. Это общее, что характеризует каждое из множеств одного класса, называется натуральным числом. Данные множества характеризуются числом пять. Это число характеризует свойство и других множеств этого класса.
Каждому конечному множеству соответствует только одно натуральное число, но каждому натуральному числу соответствуют различные равномощные множества из одного класса.
|
|
Пример:
1) «Сколько пальцев на руке?»
2) «Возьми пять любых предметов».
В первом случае ответ однозначный (пять), во втором возможны различные варианты выполнения задания.
Число «нуль» не является натуральным.
С точки зрения теории множеств число «нуль» рассматривается как число элементов пустого множества.
Знакомя дошкольников с различными числами и их записью с помощью цифр, показывают различные равномощные множества и соотносят им изучаемое число:
- На рисунке изображены три фигуры.
- На столе лежат три яблока.
- Маша, Коля, Вася - это три имени.
- Число «три» записывают цифрой 3, что обозначает «три предмета».
Так как натуральное число оказывается связанным с конечным множеством, то и действия над натуральными числами можно рассматривать в связи с действиями над множествами. Так, сложение чисел связывают с объединением непересекающихся множеств, а вычитание - с дополнением подмножества.
Пусть а – число элементов в множестве А, b – число элементов в множестве В, и множества А и В не пересекаются. Тогда суммой натуральных чисел аиbназывают число элементов в объединении множеств А и В.
Сумма натуральных чисел всегда существует, единственно и но зависит от выбора представляющих их множеств.
Рассмотрим пример. Пусть 2 – число элементов в множестве А (А может быть множеством из двух яблок, множеством из двух геометрических фигур и т. д.), 3 – число элементов в множестве В (В – может быть множеством из трех треугольников, множеством из трех груш и т.д.). Множества А и В не должны иметь общих элементов. Тогда 2 + 3 представляет собой число элементов в объединении множеств А и В. Если пересчитать их, то получим, что 2 + 3 = 5.
|
|
Действие, при помощи которого находят сумму, называют сложением, а числа, которые складывают, слагаемыми.
Исходя из данного определения суммы, можно обосновать известные законы сложения чисел:
1) переместительный, т.е. а + b = b + а для любых натуральных, чисел аиb.
2) сочетательный, т.е. (а + b) + с = а + (b + с) для любых натуральных чисел а, b и с.
Переместительный и сочетательный законы сложения распространяются на сложение любого числа слагаемых. Переместительный закон разрешает любую перестановку слагаемых, а сочетательный – любую их группировку.
Дошкольники используют эти законы при поиске удобного способа нахождения суммы. Так, считается более простым прибавлять меньшее слагаемое к большему, удобнее складывать слагаемые, дополняющие друг друга до 10 и т.п.
Задание 26.
Если 0 – число элементов пустого множества, то каков смысл суммы а + 0?
Сравнение чисел также можно выполнять, оперируя с множествами. Например, чтобы установить отношение 3 < 4, достаточно показать, используя прием приложения (рис.66), что под одним треугольником нет квадрата, т.е. в данной ситуации в множестве квадратов выделено подмножество, равномощное множеству треугольников.
Рис. 66
Пусть а – число элементов в множестве А, b – число элементов в множестве В. Если множество А равномощно подмножеству множества В, то а < b (b > а). Если множества А и В равномощны, то а = b.
Можно определить отношение «меньше» для чисел, не обращаясь к множествам. Например, было 5 яблок, добавили 1, стало 6 яблок. Яблок стало больше на 1, значит 6 больше 5, а 5 меньше 6.
Число а меньше числа b тогда и только тогда, когда существует такое натуральное число с, что а + с = b.
Как уже было сказано, вычитание чисел связано с дополнением подмножества.
Пусть а – число элементов в множестве A, b – число элементов в множестве В и В – подмножество множества А. Тогда разностью натуральных чисел а и b называется число элементов в дополнении множества В до множества А.
Действие, при помощи которого находят разность а - b, называется вычитанием, число а - уменьшаемым, число b - вычитаемым.
Например, смысл разности 5-3 можно объяснить следующим образом. Возьмем множество А, в котором 5 элементов (квадратов, яблок и др.).Выделим из множества А подмножество В, в котором 3 элемента. Тогда 5-3 будет представлять число элементов в дополнении множества В до множества А. Путем пересчета можно установить, что 5-3 = 2.
Разность натуральных чисел а и b существует и единственна только при условии, что b < a.
Задание 27.
Каков теоретико-множественный смысл разности:
а) а -0; б) а - а?
Можно определить разность чисел, не обращаясь к множествам.
Разностью натуральных чисел а и b называется такое натуральное число с, что а + b = с.
К этому определению разности обращаются, находя значения числовых выражений. Например, найти разность 7-3 – это значит найти такое число, которое в сумме с числом 3 дает 7.