Способы решения задачи

Решить задачу – это значит через логически верную последо­вательность действий и операций с числами, величинами, отношениями выполнить требование задачи (ответить на ее вопрос).

Дошкольники обычно пользуются арифметическим способом решения задачи, при котором ответ на вопрос находится в резуль­тате выполнения арифметических действий над числами.

Пример:

«В группе сидят 4 девочки и 3 мальчика. Сколько всего де­тей?»

4 + 3 = 7

Часто дети решают задачи практическим способом, где дей­ствуют с конкретными предметами или их заменителями.

Например:

1) «В вазе было 3 флажка, добавили еще 2. сколько стало флажков в вазе?»

Дошкольники решают эту задачу, выполняя задания воспита­теля:

- Маша, поставь 3 флажка в вазу.

- Коля, поставь 2 флажка в вазу.

- Петя, посчитай, сколько всего флажков.

2) «Коля наклеил на 3 листа по 2 открытки. Сколько всего открыток наклеил Коля?»

Дети школьного возраста решат эту задачу умножением, а до­школьники могут выложить три раза по 2 квадратика и пересчи­тать их.

Основные этапы решения задачи

Решение задачи – это сложная деятельность, которая зависит от формулировки задачи, ее степени сложности, умений ребенка и его индивидуальных особенностей. Один ребенок сразу дает ответ, но не может его обосновать. Другой ребенок правильно рассужда­ет, но не может сформулировать ответ. Третий ребенок просто не понимает, что от него требуется. Как же помочь детям научиться решать задачи?

Процесс решения задачи можно разделить на несколько эта­пов:

I. Восприятие и анализ задачи.

II. Поиск и составление плана решения.

III.Выполнение плана, нахождение ответа.

IV.Проверка решения и устранение ошибок, если они есть. Фор­мулировка окончательного ответа.

В реальном процессе решения задачи эти этапы не имеют четких границ и не всегда выполняются в полной мере. Решая простые задачи по данным этапам, мы помогаем слабым ребятам научиться правильно строить свои рассуждения и справляться с решением трудной для них задачи, а сильных- готовим к работе с более сложными задачами.

I этап.

Основная цель первого этапа – понять ситуацию в целом, вы­явить объекты, величины и отношения, выделить условие и во­прос.

Возможны различные приемы осуществления этого этапа:

1. Постановка специальных вопросов по содержанию задачи.
(О чем задача?

- Что требуется найти?

- Что мы знаем?)

2. Переформулировка текста. Замена более ясной формулировкой с разбиением на смысловые части.

Пример:

«У Коли и Марины – четыре мандарина. Из них у брата – три. А сколько у сестры?».

Используемые задачи-стихи, часто приходится переформулировать: «У Коли – три мандарина. У Марины – неизвестно. Всего – четыре мандарина. Сколько мандаринов у Марины?».

3. Моделирование задачи.

Пример: «Представим, что кружок – это мандарин» (рис. 68).

Применение наглядности непо-

средственно (мандарины) или пред- У Коли

метов-заменителей (кружки) помо- Всего

гает детям понять задачу. Рис. 68

II этап.

Цель поиска плана решения – связать известные данные и не­известные. Это можно сделать:

1. Путем рассматривания модели.

2. С помощью рассуждений. Рассуждения можно вести: от во­проса к данным (- Что нужно найти? - Что для этого нужно сде­лать?) от данных к вопросу (- Что известно? - Что из этого можно узнать?).

Рассматривая модель задачи или рассуждая, дети понимают, каким действием решается задача.

III этап.

Цель третьего этапа – найти ответ на вопрос задачи.

Это достигается путем записи числового выражения и нахож­дения его значения или путем устных вычислений. Выкладывание примера при помощи цифровых карточек поможет дошкольни­кам в будущем правильно оформлять решение задачи и формули­ровать ответ.

4-3=1 (мандарина у Марины).

IV этап.

Цель четвертого этапа – установить правильность или ошибоч­ность выполненного решения.

При проверке на основе ряда умственных и практических действий делается вывод: «Задача решена верно (или неверно)».

Известно несколько приемов, помогающих установить, верно ли решена задача:

1.Прикидка – прогнозированиие с некоторой степенью точно­сти правильность результата.

Пример: «Если было 7 птичек, а часть улетела, то получится число меньше чем 7».

Если ответ был «8», то ясно, что он неправильный.

Если ответ был «6», то прикидка не доказывает его правиль­ность.

2. Соотнесение полученного результата и условия задачи.

Найденный результат вводится в условие задачи и на основе рассуждений устанавливается, не возникает ли при этом противо­речие.

Пример: «Если у Коли 4 мандарина, а у Марины 2, то всего 6 мандаринов. По условию задачи их должно быть 7, значит задача решена неверно».

3. Решение задачи другим способом.

Дошкольники могут решить одну и ту же задачу разными спо­собами (арифметическим и практическим) и сравнить получен­ные ответы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: