По дисциплине «История»

Учебное пособие

для студентов очной и заочной форм обучения

специальностей

080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

140409 Электроснабжение (по отраслям)

190623 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

220415 Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте)

270835 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство

Самара.2013

Тема 1. РСФСР – Россия в 1990-е годы.

План

1. Государственно-политические преобразования.

2. Социально-экономическая политика правительства президента Б. Н. Ельцина.

3. Внешняя политика России в условиях новой геополитической ситуации.

1. Преобразования в государственно - политической сфере. Реформирование российской государственности началось ещё до распада СССР, когда на I съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете России (12 июня 1990г.). А затем примеру РСФСР последовали другие республики. На том же съезде Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Ельцин Б. Н. Через год, 12 июня 1991г., в соответствии с Законом о Президенте РСФСР, принятым IV съездом народных депутатов РСФСР (март - апрель 1991г.), состоялись всенародные выборы Президента РСФСР, на которых Ельцин получил поддержку почти 60% избирателей. В предвыборной борьбе коммунисты предупреждали людей, что избрание Ельцина президентом приведёт к расчленению российской державы, развалу экономики, процветанию мафии, насаждению американского образа жизни, безответственности в политике, предательству русского населения на западе и на юге СССР. Последующие события полностью подтвердили этот прогноз. Кто же такой Ельцин? Родился 1 февраля 1931г. в селе Бутка Талицкого района Свердловской области. В 1955г. окончил строительный факультет Уральского политехнического института. В 1961г. вступил в КПСС. А в 1968г. был переведён с хозяйственной на профессиональную партийную работу - возглавил отдел Строительства Свердловского обкома КПСС. С 1976 по 1985 год возглавлял Свердловский обком КПСС. С 1978 по 1989 год являлся депутатом Верховного Совета СССР. В 1981 году был избран членом ЦК КПСС, в 1985г. - секретарём ПК, в конце того же года возглавил Московскую партийную организацию. С этого времени активно включился в перестроечные процессы, начатые Горбачёвым, заняв крайне радикальную прорыночную, пробуржуазную, проамериканскую, антикоммунистическую позицию, которая сочеталась с такими присущими ему качествами, как властолюбие, карьеризм, презрение к людям, их нуждам, демагогия, безответственность, безграмотность, предательство и т. д. Первой целью Ельцина на посту президента было устранение с политической арены КПСС. В июле 1991г. по его указу была запрещена партийная деятельность на предприятиях, в вузах, школах, воинских частях и других организациях. В августе - ноябре того же года было объявлено о роспуске КПСС. Началось присвоение её собственности. Эта операция по устранению КПСС проводилась с согласия её руководства во главе с Горбачёвым. Ускорили процесс ликвидации КПСС августовские события 1991 года. На 20 августа 1991г. было назначено подписание нового союзного договора, который означал фактическое разрушение СССР. В этих условиях группа государственных и партийных деятелей, стремясь предотвратить этот процесс, образовали Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в состав которого вошли: вице -президент Г. Янаев, премьер - министр В. Павлов, глава МВД Б. Пуго, председатель КГБ В. Крючков и др. ГКЧП ввёл чрезвычайное положение в отдельных районах страны, запретил митинги и демонстрации, установил контроль над средствами массовой информации, в обращении к народу взял на себя обязательство вывести страну из кризиса посредством восстановления трудовой дисциплины, поднятия производительности труда, борьбы с бесхозяйственностью и т. п. В руках ГКЧП были все силовые структуры, его поддержала значительная часть населения. В Москву были введены войска. Но действовал нерешительно, с оглядкой на Горбачёва, который вскоре отказался поддерживать ГКЧП. Этим воспользовался Ельцин, который объявил ГКЧП незаконным, а его деятельность антиконституционной и призвал москвичей встать на защиту Белого дома. Призыв нашёл отклик у нескольких тысяч жителей Москвы. В этих условиях гекачеписты не решились на силовые действия. Власть перешла в руки российского президента. Члены ГКЧП были арестованы. А КПСС прекратила своё существование. Второй задачей Ельцина стал окончательный развал СССР, о чём уже говорилось в предыдущей лекции. 5 сентября 1991 года V съезд народных депутатов СССР объявил о переходном периоде и сдаёт свои полномочия Государственному Совету СССР, куда входили высшие должностные лица союзных республик, и Верховному Совету. 9 сентября Госсовет официально, в нарушение закона о выходе из состава СССР, признаёт независимость прибалтийских республик. А 8 декабря 1991г. лидеры трёх республик - России, Украины, Белоруссии - незаконно денонсировали Союзный договор. Так была решена вторая задача Ельцина. Третьей целью его стала окончательная ликвидация советской власти. Провал экономических экспериментов Ельцина обусловил возникновение стихийной народной оппозиций режиму. На этой основе началось противостояние между президентом и народными депутатами. 21 сентября 1993г. в телевизионном обращении к гражданам России Ельцин сообщил, что подписал указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Указ прекращал законодательные, распорядительные и контрольные полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета и фактически вводил прямое президентское правление, что не было предусмотрено действовавшей конституцией и означало изменение государственно-политического строя. Президентское правление установилось на период до избрания нового парламента -Государственной Думы, указ №1400 устанавливал условия выборов и назначил их дату - 11-12 декабря 1993 года. К этому времени предполагалось завершить работу по подготовке новой Российской Конституции. В ночь с 21 на 22 сентября Верховный Совет и часть депутатов Съезда народные депутатов квалифицировали действия Президента как государственный переворот с целью установления полукриминальной диктатуры. Собравшийся 23 сентября чрезвычайный Съезд народных депутатов отстранил Ельцина от должности Президента и привёл к присяге в качестве Президента Российской Федерации вице-президента А. Руцкого и призвал граждан встать на защиту конституционного строя. Служба охраны Белого дома начала раздачу оружия гражданским лицам. В ночь с 23 на 24 сентября сторонники Верховного Совета во главе с подполковником В. Тереховым сделали попытку захватить Штаб Объединённых вооружённых сил СНГ на Ленинградском проспекте. Ельцин приказывает блокировать Белый дом: ещё 21 сентября в нём были отключены телефоны, затем прекращена подача электроэнергии и воды, 25 сентября милиция блокировала подступы к зданию, а 28 сентября оно было ограждено спиральной режущей проволокой и все входы и выходы из него были взяты под контроль. Милиция и ОМОН разгоняли сторонников Съезда и Верховного Совета ещё на дальних подступах к ним. Но 3 октября им удалось прорвать блокаду Белого дома и штурмом взять здание Московской мэрии. С 3 на 4 октября сторонники Советской власти предприняли попытку штурма Центрального телевидения в Останкино, но взять его не удалось. Президент объявил в столице чрезвычайное положение, ввёл в город танковую дивизию. Утром 4 октября начался обстрел Белого дома из танковых орудий и к вечеру он был взят. Руководители обороны во главе с Р. Хасбулатовым и А. Руцким были арестованы. В Москве был введён комендантский час, действовавший две недели, приостановлен выпуск оппозиционных газет «Правда», «Советская Россия» и приостановлена деятельность Фронта национального согласия, РКРП, народной партии «Свободная Россия», участвовавших в вооружённой защите Белого дома. По официальным данным во время событий 3-4 октября погибло около 150 человек. День 7 октября, когда состоялись похороны погибших, был объявлен днём траура. В марте 1997г. по инициативе депутатов - коммунистов Государственная Дума приняла постановление считать 4 октября Днём памяти защитников Конституции. Политический результат событий сентября - октября 1993г. заключался в ликвидации Советов. Серией указов Президент закрепил свою незаконную победу и повсеместно прекратил деятельность органов Советской власти. Это был антиконституционный переворот. С этого времени Ельцин незаконно занимал пост Президента. Срочно была подготовлена новая конституция и без предварительного обсуждения парламентом вынесена на всенародное голосование 12 декабря 1993г. Считается принятой, но фактически, за неё голосовало менее половины избирателей. По новой Конституции Россия стала президентской республикой. У Президента огромная власть: он назначает и сменяет правительство (исполнительную власть), подписывает (т. е. утверждает) законы, принятые Государственной Думой и Советом Федерации (т. е. законодательной властью), назначает своих представителей в регионы, послов в зарубежные страны, имеет свою администрацию, обладает законодательной инициативой, является Главнокомандующим Вооружёнными Силами, может распускать Государственную Думу и назначать новые выборы, издаёт указы, имеющие фактически силу законов, определяет политику страны. Цари могли бы позавидовать такой власти. Президент - самодержец, может влиять на все ветви власти, занимая роль «пристрастного арбитра». Парламент же - Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации (верхняя) и Государственной Думы; получил ограниченные полномочия. Дума утверждает лишь председателя правительства. «Президентская монархия» - так окрестили Российскую Федерацию после декабря 1993г. современники. Выборы в Федеральное собрание прошли 12 декабря 1993г, на которых относительное большинство (20%) получили «жириновцы» (ЛДПР). Вскоре политика раздрая, проводимая Ельциным, нашедшая выражение в лозунге «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить» и в развале российской армии, привела к военному конфликту в Чечне. Отметим наиболее характерные особенности посткоммунистического режима, установившегося в России. Это многопартийность, способность к мимикрии, постоянная напряжённость, являющаяся источником разнообразных конфликтов, глубокий разрыв между властью и обществом, закулисный, скрытный характер политического процесса, криминализация государственного аппарата, его коррумпированность, власть надёжно служит классу буржуазии, общественно-политическая жизнь определяется борьбой ведущих партий и блоков за голоса избирателей. Время до весны 1998 года ознаменовалось длительной болезнью президента, переменами в правительстве (заместителями премьер-министра были назначены «молодые реформаторы» - А. Чубайс и Б. Б. Немцов), кампанией по «борьбе с коррупцией», обострением дестабилизации обстановки, в ходе т. н. информационной войны выявлением глубинных процессов, происходивших в сфере передела собственности и борьбы между «олигархами» за рычаги влияния на формирование политического курса. Одновременно прошли выборы губернаторов. Наибольший успех имели управленцы-профессионалы. Финальным аккордом государственно-политического развития стало неожиданное заявление Президента Ельцина о своей отставке и возложении президентских обязанностей на Председателя Правительства РФ В.В. Путина, сделанное 31 декабря 1999 года. Так закончился бесславно ельцинский период Отечественной истории, период трагический для державы и российского народа. Это было время насильственной реставрации капиталистических отношений, подчинения страны иностранному капиталу, потери политической независимости. Кто же довёл Россию до всемирного унижения и горя? «Ельцин и все, кто находился вокруг него, - отвечает итальянский политолог и журналист Дж. Кьеза, - У этого человека слишком мало принципов. Но есть один главный. Это власть... Россия, по существу, попала в руки жуликов, стала заложницей амбиций одного человека и его команды». (Патриот, 1999, №1. С.2) Его отставки давно добивалась оппозиция, возглавляемая коммунистами. В1998 году по инициативе КПРФ началась процедура импичмента Президента Ельцина. Ему было предъявлено 5 обвинений: -разрушение Союза ССР; -расстрел российского парламента осенью 1993 года; -развязывание войны в Чечне; -подрыв безопасности и обороноспособности страны; -геноцид собственного народа. К сожалению, не хватило при голосовании в Думе всего нескольких голосов, чтобы не только отстранить этого политикана от власти, но и предать его суду как преступника.

2. Социально - экономическая политика. Задачи в этой области Ельцин определил в выступлении на V съезде народных депутатов (октябрь 1991 г.). План сводился к либерализации цен, земельной реформе, преобразованию банковской системы и др. Ельцин обещал, что уже к концу 1992 года начнётся «стабилизация экономики» и «постепенное улучшение жизни людей». Конкретная программа «реформ» в народном хозяйстве была разработана правительством во главе с радикальным экономистом Гайдаром к началу 1992 года. Программа предусматривала введение свободных цен на товары и услуги (либерализация цен), свободной конкуренции в промышленности, разгосударствление внутренней и внешней торговли, промышленности и других видов общенародной собственности, проведение жёсткой антимонопольной политики. При этом Гайдар исходил из концепции, согласно которой постсоветская экономика якобы не могла быть усовершенствована или улучшена и подлежала немедленному демонтажу при одновременной ломке всей командно-бюрократической системы управления и распределения. Вместо неё по рекомендации Международного валютного фонда, Всемирного банка и других международных финансовых организаций группа Гайдара стала насильственно внедрять т. н. радикально-либеральную модель модернизации с широким использованием монетаристских рычагов. Гайдаровские реформы начались с отпуска (либерализации) розничных цен на внутреннем рынке со 2 января 1992 года. Вопреки расчётам правительства цены «пошли гулять» и к декабрю 1992 года выросли в 100 - 150 раз. Одновременно последовали меры по либерализации торговли. Была официально разрешена спекуляция, ликвидированы государственные монополии на продажу водки, табачных изделий, внешнюю торговлю. Государство отказывалось от дотирования предприятий промышленности, транспорта, колхозов и совхозов. Правительство вынуждено было обратиться к западным странам за кредитами. Затем началось разгосударствление общенародной собственности. Приватизация, руководителем которой стал Чубайс, охватила как предприятия промышленности, так и торговли, общественного питания и службы быта и была осуществлена по ценам 1991 года. В результате, в руки частников почти за бесценок перешли 110000 промышленных предприятий. Это была грабительская приватизация, принявшая зачастую бандитские формы. Ваучерная приватизация (ваучер стоил 10000 рублей) вопреки расчётам радикалов не дала экономического эффекта и не привела ни к оживлению промышленного производства, ни к появлению массы граждан - собственников, т. е. появлению так называемого среднего класса. Основные фонды промышленности беспощадно разворовывались, а иностранные компании целенаправленно банкротили российских производителей ради устранения конкурентов. В 1993 году произошло формирование коммерческих банков и финансового капитала, выросшего на основе криминальных операций с деньгами с помощью фальшивых платёжных документов, приносивших баснословные прибыли. В 1994 году произошло завершение ваучерной приватизации, что способствовало формированию рынка акций и ценных бумаг. Тогда же активно проходила игра в акции различных «пирамидных» компаний, которая завершилась крахом большинства из них и серией скандалов, наиболее громким из которых было дело АО «МММ». От этих финансовых афер пострадали десятки миллионов людей. Каковы итоги и последствия радикально - либеральных (или рыночных, буржуазных) реформ, проведённых в 1992 -1995 годах? — Попытка с помощью рынка (свободного) построить более эффективную, чем социалистическая, модель экономики с треском провалилась. — Следствием «времени хмельного волюнтаризма» (так пресса назвала этот период) стало разрушение промышленности. Резко снизилась добыча сырья и топлива: железной руды - на 29 млн. т., каменного угля - на 113 млн.т., нефти - на 208 млн.т., газа - на 46 млрд. куб. м. Отсюда выплавка чугуна сократилась на 20,2 млн.т. (до войны производилось чуть менее этой цифры), стали - на 38,3 млн.т. Хлопчатобумажных тканей производилось в 5 раз меньше, чем в 1990 году. Аналогичный спад в шерстяной, шёлковой, швейной, обувной отраслях. «Не нужна России текстильная промышленность, завезём тряпки из-за границы!» В таких же размерах произошёл спад в химической промышленности. В сельском хозяйстве резко сократился сбор зерна: 63,5 млн.т. вместо 104,3 млн.т. в РСФСР в 1990 году. Поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 21 млн. 300 тыс., а овец и коз - более чем в 2 раза. Отсюда производство мяса уменьшилось в 3 раза, колбасных изделий - в 2 раза, молока - в 3 раза, масла - в 2 раза. В 1,5 раза сократились посевы технических культур. В 2 раза произошло сокращение производства стройматериалов: цемента, кирпича, стекла и др. В то же время примерно в 2 раза возросло налоговое бремя на предприятия, на экономику в целом. Итак, результат: более 40 % экономики ушло в «тень», т.е. в неналоговую сферу. Произошло обнищание основной массы населения в результате роста цен, инфляции, задержек заработной платы, падения курса рубля. Появились нищие. Потребление основных продуктов - мяса и молока сократилось более, чем в 2 раза. В результате произошло резкое увеличение смертности россиян: на 20% в 1993 году в сравнении с 1992 годом, а рождаемость снизилась на 14 %. Россия по численность населения перешла с 4 места в мире в 1985 года на 6 в начале 90-х годов. Появились (впервые с 20-х годов) миллионы (от 2 до 10) безработных. Обесценились вклады населения в сбербанках, которые к 1992 году составляли 350 млрд.рублей. Появились такие элементы капитализма, как расслоение общества на богатых и бедных (20 и 80 %), рост преступности, криминализация общества, коррупция, национальная рознь, эксплуатация человека человеком, частная собственность и др. Итоги ельцинской экономической политики противоречивы. С одной стороны она изменила отношения собственности (частная собственность стала господствующей), разрушена государственная собственность. Создана широкая социальная база для буржуазного режима в лице собственников, спекулянтов, коммерсантов, финансистов, руководителей предприятий и новой бюрократии. «Российская экономика» была подчинена интересам иностранного капитала. Так в России победил капитализм, который насаждался сверху, но капитализм зависимый колониального типа. С другой стороны. За то же время, как заявил об этом Путин В.В., объём ВВП сократился почти в 2 раза. К 2000 году по размеру ВВП Россия уступала США в 10 раз (в конце 80-х годов- 30-40%), Китаю - в 5 раз. Душевой доход россиян составлял не более 10% от аналогичных показателей США. Сократилась продолжительность жизни до 65,5 лет, ухудшилось состояние здоровья. Добавим. Рентабельность производства не выросла. В результате отмены монополий резко снизились источники пополнения госбюджета. Страна превратилась в сырьевой придаток Запада. Национальный доход сократился в 8 раз, покупная способность заработной платы -в 20 раз. Идёт распродажа недр, земли, лесов, водных бассейнов, разрушается ЕЭС, системы транспорта и связи. И всё ради того, чтобы в экономике хозяйничал частник. За границу было вывезено за ельцинский период до 1 триллиона долларов. Такого сознательного разрушения экономики, не связанного с войной, не знала ни одна страна в мире.

3. Внешняя политика. Разрушение СССР, совершённое руками «демократов» (Ельцин, Шушкевич, Кравчук и компания) при активнейшей поддержке западных недругов во главе с империалистическими США, существенно осложнили внешнеполитическое положение России: В территориальном плане Россия потеряла 5 млн. кв. км. и вернулась в Допетровскую эпоху, т. е. 50 - 60-е годы 17 века; потеряны широкие выходы к Балтийскому и Чёрному морям, а с ними и ресурсы шельфов этих морей; произошёл сдвиг территории на север и восток, Россия стала более северной чем СССР; потеряны прямые сухопутные выходы к Центральной и Западной Европе. - России достались огромной протяжённости (9,5 тыс. км. Из 16 тыс.) необустроенные границы. - Изменился и баланс сил в мире не в пользу России. Сегодня Россия не имеет и 1/10 доли того веса, авторитета и влияния, которые имел СССР. - В военном отношении Россия, хотя и осталась ракетно-ядерной державой, но с разрушенной армией и военно-морским флотом. Если СССР в 1990 г. имел 144 атомных подводных лодки, то на начало XXI века у России было лишь 28 АПЛ, из них только 10 были в состоянии выходить в море. - Россия стала региональной державой: хотя и развитой, но её интересы ограничиваются областями, непосредственно прилегающими к её территории. Она не имеет прямого влияния на глобальные процессы и относится к такому роду держав, как Индия, Иран, Турция, Пакистан, Китай. - Начался пересмотр границ, сложившихся после Второй Мировой войны. В 90-е годы наметились 2 главных направления во внешней политике России: отношения с дальним зарубежьем и отношения с бывшими советскими республиками. Главные её цели: развитие всесторонних связей со всеми государствами, добиться помощи Запада в реставрации капитализма, признание России в качестве правопреемника бывшего СССР и включение её в западное сообщество (цивилизацию). События 90-х годов показали, что политика Ельцина шла в фарватере американской. После августовских событий 1991 года началось дипломатическое признание России. В 1993 - 94 гг. были заключены соглашения о партнёрстве и сотрудничестве со странами ЕС. Б ходе визита Ельцина В США 1.02.1992г. была подписана Декларация об окончании «холодной войны». А в апреле 1992г Россия была принята в Международный Валютный фонд и Всемирный банк, которые обязались предоставить ей финансовую помощь в размере 24 млрд. рублей, но обещание не было выполнено. В области разоружения Россия пошла на большие уступки США, подписав в 1993г. новый Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ - 2), в соответствии с которым Россия обязалась пойти на сокращение 3000 ракет СС-20 (лучших ракет в мире). Не удалось России добиться формирования новой системы европейской безопасности вместо прежних структур «холодной войны». Вместо этого США предложили России и странам СНГ присоединиться к программе «Партнёрство во имя мира» (1994г). Несмотря на это и вывод российских войск из Центральной и Восточной Европы и Прибалтики Запад взял курс на расширение НАТО. Уже в июле 1994 на сессии Совета НАТО было принято решение о присоединении Полыни, Чехии и Венгрии в марте 1999г. Будучи зависимой от Запада, Россия не смогла воспрепятствовать этому процессу. Политика уступок и непротивления американскому диктату привела к тому, что Россия бросила на произвол судьбы Ирак (1998г) и Югославию, против которой 14 стран НАТО без санкции ООН провели военную операцию (воздушные бомбардировки) весной 1999г. Россия не вступилась в защиту президента Югославии Слободана Милошевича, который был обвинён в военных преступлениях и насильственно вывезен в Гаагу для судебной расправы над ним. Неудачи в отношениях с Западом Россия Ельцина пыталась в какой-то степени компенсировать усилением связи с Китаем, Южной Кореей, Индией, Ираном. Неудачной в целом оказалась политика в отношении стран СНГ. Резко обострились в начале отношения с Украиной из-за раздела Черноморского Флота и по вопросу о статусе Крыма и военно-морской базы Севастополя. Не увенчалась успехом и попытка создания Объединённых Вооружённых Сил СНГ(1992г.).В мае 1992 г. было решено формировать ВС России. Их численность должна была составлять не более 1% от общего числа населения страны. В связи с этим произошло резкое сокращение общего числа военнослужащих. После распада СССР ракетно-ядерное оружие сохранилось на территории РФ, Белоруссии, Украины и Казахстана. Последние три республики декларировали свой безъядерный статус и обязались передать ядерное оружие России. Но Киев долго оттягивал передачу ядерного арсенала. Лишь только после подписания совместного американо-украинского заявления Украина присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия и ликвидировала ядерный арсенал(1994 г.). В мае 1992 г. в Ташкенте был заключён Договор о коллективной безопасности, который подписали лидеры Армении, Казахстана, России, Узбекистана, Таджикистана и Туркмении, а в 1993 г. к договору присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия. В 1992-1993 гг. ВС России взяли на себя функции по урегулированию межнациональных "конфликтов в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, Таджикистане. После дележа материальных и военных ресурсов между странами СНГ отношения стали приобретать межгосударственный характер. В январе 1993 г. 7 стран Содружества подписали в Минске Устав СНГ. Из-за развала в 1992 г. рублёвой зоны Россия была вынуждена перейти на торговлю энергоресурсами со странами СНГ по мировым ценам. Следствием этого стал рост внешнего долга российских партнёров и снижение товарооборота. В 1994 г. наметились тенденции к большому экономическому и политическому сотрудничеству. Главным стало налаживание двусторонних отношений. В октябре 1994 г. на встрече лидеров СНГ было решено создать Межгосударственный Экономический Комитет и Таможенный союз. 29 марта 1996 был подписан четырёхсторонний Договор "Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией". (В феврале 1999 г. в Таможенный союз вступил Таджикистан.). 2 марта 1996 г. в Москве состоялось подписание Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России. А через год Сообщество было преобразовано в Союз Белоруссии и России. В мае 1997 г. был одобрен устав Союза. В результате уступок со стороны России в мае 1997 г. в Киеве было подписано соглашение о параметрах раздела черноморского флота, а также об аренде Севастопольской военно-морской базы. А 31 мая 1997 г., как результат, состоялось подписание Договора о дружбе, сотрудничестве и стратегическом партнёрстве между Украиной и Россией. Однако Российско-Украинские отношения до сих пор остаются сложными. Всего к концу 1998 г. было подписано со странами СНГ свыше 800 соглашений, но их эффективность оказалась не большой из-за рекомендательного и декларативного характера. Неудачей Российской внешней политики следует считать выход в середине 1999 г. из состава участников Ташкентского Договора о коллективной безопасности Грузии, Азербайджана, Узбекистана, лидеры которых стали ориентироваться на Вашингтон и НАТО. Таким образом, политика Ельцина в области международных отношений потерпела неудачу из-за близорукости как на постсоветском пространстве так и в попытках войти на равных в западное сообщество.

Тема 2. РАСПАД И ПЕРЕСТРОЙКА.

С 1985 года, с приходом к власти Михаила Горбачёва, в СССР была объявлена политика перестройки, направленная на реформирование политической и экономической системы СССР. Однако в конечном итоге эта политика привела к углублению кризиса, распаду страны и переходу от социалистического строя к капитализму. В период 1988—1991 годов сильно увеличился товарный дефицит; впервые с 1947 года была введена карточная система. На территории СССР разгорелся ряд межнациональных конфликтов. Союзные республики вступили с центром в «войну суверенитетов», объявив о приоритете своих законов над союзными и прекратив отчисление налогов. 12 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Советской России.

18 августа 1991 года консервативной частью руководства СССР была предпринята попытка спасения советского государственного строя. В историю эта попытка вошла под именем «Августовский путч», а инициативная группа как Государственный комитет по чрезвычайному положению. Его целями были: отстранение Горбачёва от власти, ограничение демократических преобразований 1990—1991 годов и предотвращение распада страны. Однако 21 августа ГКЧП ввиду массовых акций протеста отдал приказ о выводе войск из Москвы, что означало их фактический провал. В последующие дни республики, входившие в СССР, провозгласили независимость и вышли из государственного союза, тем самым они преобразовались в независимые государства, что предусматривало полную ликвидацию СССР — государственного союза Советских республик.

8 декабря 1991 года главы РСФСР, Украины и Белоруссии подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, в СМИ обычно именуемое Беловежским соглашением, в котором констатировалось, «что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование»[41]. До 25 декабря 1993 года Конституция СССР действовала на территории России согласно статье 4 Конституции Российской Федерации — России (РСФСР)[42], однако начиная с провозглашения суверенитета Советской России в 1990 году конституция РСФСР противоречила конституции СССР.

В сравнении с СССР, территория Российской Федерации меньше на 24 % (с 22,4 до 17 млн км²), а население меньше на 49 % (с 290 до 148 млн чел.), из них русских на 16 % (с 137 до 116 млн чел.)

Политическое строительство сопровождалось радикальными экономическими реформами. 1 января 1992 года было отменено государственное регулирование цен. Результатом этого стала ликвидация дефицита потребительских товаров, но вместе с тем — гиперинфляция и массовое обнищание населения. Экономические реформы 1990-х также привели к резкому спаду экономики страны.[43][44][45][46]

Первая чеченская война — боевые действия в Чечне и некоторых населённых пунктах соседних регионов российского Северного Кавказа между войсками России (ВС и МВД) и вооружёнными формированиями непризнанной Чеченской Республикой Ичкерия с целью взятия под контроль территории Чечни. Официально конфликт определялся как «меры по поддержанию конституционного порядка», военные действия назывались «первой чеченской войной», реже «российско-чеченской» или «русско-кавказской войной».[47] Конфликт и предшествующие ему события характеризовались большим количеством жертв среди населения, военных и правоохранительных органов, отмечались факты этнических чисток нечеченского населения в Чечне.[48][49]

Несмотря на определённые военные успехи ВС и МВД России, итогами этого конфликта стали вывод российских подразделений, массовые разрушения и жертвы, де-факто независимость Чечни до Второй чеченской войны и волна террора, прокатившаяся по России.

3-4 октября 1993 года в Москве произошёл противоречащий действовавшей в то время Конституции[50] разгон Верховного Совета. Этому событию предшествовало взаимное выражение недоверия между Президентом Российской Федерации Борисом Ельциным и Верховным Советом. 9 октября 1993 года Президент незаконно прекращает полномочия советов народных депутатов всех уровней, а в декабре вступает в действие новая Конституция, окончательно закрепляющая смену общественно-политического строя на территории России.

В первой половине 1990-х большое количество предприятий было приватизировано: путём ваучерной приватизации, а также через залоговые аукционы. Тем не менее, это не помогло покрыть огромный государственный долг. В августе 1998 года произошёл обвал курса рубля по отношению к ведущим мировым валютам. 17 августа Правительство России объявило о прекращении платежей по ряду обязательств, в том числе ГКО и ОФЗ. Дефолт 1998 года ещё более усугубил положение граждан, однако падение курса рубля повысило конкурентоспособность российской экономики. Начиная с 1999 года в России наблюдался экономический рост.

E

В 2000-е годы в России был проведён ряд социально-экономических реформ: налоговая, земельная, пенсионная, банковская, монетизация льгот, реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта.[51][52] В сентябре 2005 года в России были запущены «Национальные проекты» для разрешения наиболее злободневных социальных проблем: здравоохранение, образование, жилищная политика и сельское хозяйство. В 2006 году на эти программы был выделен 161 млрд рублей, в 2007 году — 206 млрд. В 2000—2008 годах в России наблюдался рост российской экономики, инвестиций, доходов населения, чему способствовали проведённые реформы, политическая стабильность, а также повышение цен на товары российского экспорта (особенно минерально сырьевой базы).

С 2000 года в стране проводился политический курс укрепления центральной (федеральной) и ослаблению региональной властей (укрепление вертикали исполнительной власти), национализации некоторых предприятий, что способствовало укреплению политического влияния федеральных властей. Однако к 2012 году было принято решение в ближайшие пять лет провести масштабную приватизацию государственной собственности (либо предприятий в которых государство владеет контрольным пакетом акций), включая РЖД, Роснефть, ВТБ, Сбербанк, Аэрофлот, РусГидро.[53][54][55] Также возможна приватизация Газпрома.[56]

Основы государственного строя.Политическая система России, Конституция России

Россия — федеративная республика президентского типа (cогласно высказываниям Президентов России Владимира Путина[57] и Дмитрия Медведева[58][59][60][61], заместителя председателя Государственной думы Олега Морозова[62], председателя Совета Федерации Сергея Миронова[63][64][65][К 8]). По другому мнению президентско-парламентская (по мнению председателя Конституционного суда РФ, одного из авторов действующей Конституции В. Д. Зорькина[66][67], а также международных экспертов, изучающих смешанную форму правления, Роберта Элджи[68] и Мэттью Шугарта[69]) республика с широкими полномочиями президента. Основным законом государства является конституция, принятая в 1993 году. В настоящее время конституция России действует с рядом поправок, основные из которых были приняты в 2007 году.

Основные институты российской государственности были сформированы в первые годы независимого развития страны. Вместе с тем, значительные изменения в правовую основу их функционирования были внесены в ходе масштабных преобразований начала 2000-х годов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: