ОЭСР и Российская Федерация

Сотрудничество ОЭСР и России имеет свою историю. Еще в советский период специалисты ОЭСР консультировали Госкомстат СССР по вопросам введения и использования системы национальных счетов. Однако, по-настоящему активное и многопрофильное сотрудничество начало развиваться с 1990, когда был создан Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой. Центр стал планировать и координировать взаимодействие различных директоратов ОЭСР с Россией. 8 июня 1994 г. была подписана Декларация о сотрудничестве между ОЭСР и Российской Федерацией, определяющая основные направления такого сотрудничества и формализующая условия деятельности ОЭСР в России. В 1996 г. Россия подала официальную заявку о вступлении в ОЭСР. И, наконец, в 1997 г. был подписан Протокол о создании специального Комитета по связям между ОЭСР и Российской Федерацией. Комитет является органом, объединяющим высокопоставленных представителей ОЭСР и государственных органов России. Он рассматривает ход российских экономических реформ, анализирует результаты выполнения ежегодных программ работы ОЭСР в Российской Федерации и дает рекомендации по перспективным направлениям сотрудничества.

После 1994 г. основным инструментом планирования сотрудничества ОЭСР и Российской Федерации является ежегодная программа работы. Ее главной целью является достижение стабилизации на макроэкономическом уровне, реструктуризация предприятий и развитие институциональной и правовой среды, обеспечивающих построение системы развитой рыночной экономики.

На рабочем уровне программа реализуется в виде подготовки общеэкономических обзоров по России, специальных исследований и обзоров по отдельным областям экономики и социальной политики. По результатам подготовленных материалов организуются семинары и конференции с привлечением ведущих экспертов ОЭСР и представителей государственных органов Российской Федерации. В них часто принимают участие также представители российской законодательной власти (Государственной Думы и Совета Федерации) и национальных и международных исследовательских центров. Заключения обзоров направляются в виде рекомендаций в государственные ведомства Российской Федерации, ответственные за проведение политики в данной области.

За последнее время были подготовлены два обзора экономики России, составленные в соответствии со стандартами и методикой ОЭСР. Подготовлены также обзоры по российской политике в области науки и технологий, политике в области образования, энергетической политики (силами МЭА). В настоящее время готовится третий обзор экономики России и обзор российской политики в области защиты окружающей среды.

Программа также предусматривает организацию в России и за границей конференций и семинаров по актуальным проблемам построения рыночной экономики и современной социальной среды К ним относятся периодические семинары по антимонопольной политике, по применению процедуры банкротств, по развитию малого предпринимательства, по торговой политике и ликвидации неоправданных торговых барьеров между регионами.

За период с 1992 г ОЭСР провело в России три региональных конференции: в Жуковском, Красноярске и Томске. Конференции базировались на основательных исследованиях различных проблем и областей экономики регионов (базовых отраслей промышленности, научного потенциала, проблем занятости, развития малого бизнеса и создания новых рабочих мест, вопросов охраны окружающей среды, образования и т.п.). Основной целью организации таких конференций и исследований является содействие регионам, сильно зависящим от оборонной промышленности, в приспособлении к меняющимся социальным и экономическим условиям. Поскольку такие конференции, как правило, привлекают значительное количество иностранных экспертов и деловых людей, они являются хорошим инструментом для ознакомления потенциальных иностранных инвесторов с природными ресурсами, административной и законодательной средой, а также общими экономическими условиями и потенциалом регионов.

В рамках программ сотрудничества с Россией существует небольшой обучающий блок. Он включает предназначенные для сотрудников российских государственных учреждений семинары Объединенного венского института по применению антимонопольного законодательства, по современным методам бухгалтерского учета, по макроэкономическому прогнозированию. Проводятся также семинары по инвестиционному законодательству, статистике, политике развития конкуренции, бухгалтерскому учету и развитию предпринимательства на базе Стамбульского центра, работающего под совместным руководством ОЭСР и правительства Турции.

В Москве работает Центр подготовки налоговых специалистов, где привлекаемые ОЭСР международные эксперты по налоговому праву и налоговому администрированию читают лекции и проводят семинары для сотрудников налоговых органов Москвы и регионов России.

Одним из направлений сотрудничества ОЭСР с Россией являются консультирование российских государственных и законодательных органов в процессе подготовки проектов экономических законов. При этом используется опыт стран, наиболее преуспевших в данной области. Кроме того учитываются международные стандарты (например, нормы кодексов ОЭСР). Так, например, с участием привлеченных ОЭСР международных экспертов был разработан ряд актов российского антимонопольного законодательства, законодательства о банкротствах, сделано несколько предложений по совершенствованию проектов новой редакции закона об иностранных инвестициях.

В настоящее время одним из новых и, можно сказать, ''модных'' направлений работы ОЭСР является создание Сети по борьбе с коррупцией в странах с переходной экономикой, в том числе в Российской Федерации. В настоящее время все большее число людей по всему миру осознает, что коррупция является серьезной помехой честному и динамичному развитию бизнеса. В конечном итоге она ограничивает справедливую конкуренцию и увеличивает издержки предпринимательской деятельности. Основной идеей Сети является обмен опытом и информацией между государственными, общественными организациями, представителями частного сектора различных стран. При этом акцент делается не на ''полицейском'' аспекте борьбы с коррупцией, а на устранении излишних законодательных и административных рогаток (таких, например, как умышленно усложненные процедуры лицензирования или регистрации новых предприятий), мешающих развитию бизнеса. Участники Сети регулярно собираются на встречи по обмену информацией, устраивают электронные конференции и лоббируют внедрение выработанных ими рекомендаций через национальные и международные организации. Первый семинар в рамках данной программы на территории России с успехом прошел в июле 1999 г. в Великом Новгороде.

Известно, что одним из ключевых условий успеха экономического развития России является в настоящее время существенное повышение инвестиционной активности. Это относится как к национальным, так и к иностранным инвестициям. В то же время существенным препятствием на пути этого процесса является недостаточная защищенность прав и интересов инвесторов (в том числе мелких держателей акций) и недостаточная прозрачность системы управления российскими корпорациями. В России совершенствование корпоративного управления имеет даже большее значение, чем в других странах с переходной и развивающейся рыночной экономикой. Низкий уровень доверия на рынке и слабая институциональная структура делают корпоративное управление основным фактором, определяющим решения инвесторов о вложениях в то или иное предприятие. В особенности это относится к иностранным инвесторам, хорошо знакомым со стандартами и практикой корпоративного управления в развитых странах. Важным является то, что совершенствование корпоративного управления тесно связано с общим улучшением законодательной базы и системы исполнения закона. Неэффективное корпоративное управление стимулирует коррупцию и неуважительное отношение к закону.

ОЭСР совместно со Всемирным Банком организует и ведет периодические заседания Круглого стола по вопросам корпоративного управления в России. Они проходят с участием представителей российских государственных органов, частного сектора, инвесторов из различных регионов, а так же представителей стран ОЭСР, иностранных акционеров, международных финансовых организаций. На таких заседаниях анализируется существующая практика и вырабатываются рекомендации по совершенствованию системы обеспечения прав акционеров с использованием Принципов корпоративного управления ОЭСР в качестве концептуальной основы. На базе такого диалога будет подготовлена и опубликована Белая книга по корпоративному управлению в России.

Одним из важных направлений взаимодействия России и ОЭСР является участие российских представителей в работе комитетов ОЭСР в качестве наблюдателей. В безусловном порядке в работе комитетов ОЭСР могут участвовать только представители стран, входящих в ОЭСР. Для других статус наблюдателя может быть предоставлен по решению Совета ОЭСР, в соответствии с рекомендацией соответствующего комитета. С 1995 г. для стран, не входящих в ОЭСР, статус наблюдателя является платным. Годовой взнос на один комитет равен 30000 французских франков. В 1988 г. Россия являлась наблюдателем в 13 комитетах и нескольких рабочих группах ОЭСР. Наблюдатель имеет в рамках данного комитета практически равные права с представителями стран-членов. Он может выносить вопросы на обсуждение, участвовать в заседаниях комитета и в обсуждении всех вопросов в его рамках, а также пользоваться материалами, подготовленными к заседаниям комитетов.

В 1996 г. Председатель Правительства Российской Федерации Виктор Черномырдин направил Генеральному секретарю ОЭСР Дональду Джонстону письмо с просьбой рассмотреть вопрос о вступлении России в члены Организации. В ответном письме со ссылкой на мнение Совета ОЭСР было отмечено, что членство России является "общей целью" России и ОЭСР, однако необходимо пройти путь по приближению российских условий экономической деятельности и социальной сферы к нормам, принятым в странах ОЭСР. В рамках программ сотрудничества с Россией ОЭСР в свою очередь будет прилагать усилия для того, чтобы путь этот оказался как можно короче.

Часто возникает вопрос о том, что может дать России членство в ОЭСР. Во-первых, здесь есть чисто политические мотивы. Участие в такой уважаемой международной организации как ОЭСР будет способствовать развитию более тесных контактов России с наиболее развитыми странами мира и дальнейшей интеграции ее в мировое сообщество. Во-вторых, есть и вполне прагматические причины для вступления в Организацию. Так, например, член ОЭСР имеет прямой и практически неограниченный доступ к опыту управления рыночной экономикой, накопленному передовыми странами за длительный период (в том числе и к конфиденциальной информации). Организация также может использоваться российскими государственными ведомствами как весьма полезный полигон для "обкатки" новых идей и концепций в экономической и социальной политике. Наконец, членство в ОЭСР может служить своего рода "рейтинговым показателем" как для международных организаций, занимающихся распределением финансовых средств, так и для частных кредитных организаций и инвесторов.

"ДОРОЖНАЯ КАРТА" ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К КОНВЕНЦИИ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ОЭСР

(принята на 1163-й сессии Совета ОЭСР 30 ноября 2007 г.)

1. Настоящая "дорожная карта" нацелена на реализацию решений Совета ОЭСР, о которых говорится ниже, и определяет процедуру, позволяющую странам-членам оценить готовность и возможность Российской Федерации выполнять обязательства, налагаемые членством в Организации. "Дорожная карта" в конечном счете призвана облегчить принятие Советом к моменту завершения переговорного процесса решения об условиях присоединения России к Конвенции об учреждении ОЭСР, которые он может предложить Российской Федерации.

2. В ходе 1155 й сессии Совета, состоявшейся 10-13 мая 2007 г. была согласована «Общая процедура вступления новых членов» [документ Совета ОЭСР C(2007)31/FINAL], в которой излагаются общие правила и основные этапы процесса присоединения, получившего название "дорожная карта". подробнее...

версия для печати

Сотрудничество России и ОЭСР

История сотрудничества

Сотрудничество России и ОЭСР имеет более чем 10-летнюю историю. В советский период специалисты ОЭСР консультировали Госкомстат СССР по вопросам введения и использования системы национальных счетов. В 1990 году в ОЭСР был создан Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой, который в том числе стал координировать взаимодействие различных директоратов ОЭСР с Россией.

Началу официального сотрудничества способствовали как внутренние реформы в России, связанные с установлением рыночных отношений и демократически норм, так и внутренние реформы самой ОЭСР, которая, оставаясь до этого времени «закрытым клубом», начала реализовывать стратегию расширения, включив в свой состав бывшие социалистические страны Европы.

Нормативно-правовая и институциональная основа сотрудничества России и ОЭСР

Нормативно-правовую основу текущего сотрудничества составляют подписанные в 1994 г. Декларация о сотрудничестве между ОЭСР и Российской Федерацией, определяющая его основные направления и регулирующая условия деятельности ОЭСР в России и Соглашение о привилегиях и иммунитетах ОЭСР в Российской Федерации. В соответствии с этими документами, ОЭСР, в частности, обязалась оказывать содействие России в переходе к рыночной экономике, включая разработку и осуществление рыночных преобразований на макроэкономическом и отраслевом уровнях, создание институтов и инструментов рыночной экономики. В практическом плане в целях координации взаимодействия министерств и ведомств России, сотрудничающих с ОЭСР, в 1994 г. была создана Межведомственная комиссия во главе с заместителем министра иностранных дел России, в круг задач которой входит разработка мероприятий по обеспечению переговоров о вступлении России в ОЭСР, определение общей линии сотрудничества с Организацией. Позднее на уровне Правительства РФ была создана Комиссия правительства РФ по вопросам ВТО и взаимодействия РФ с ОЭСР, что отражало необходимость параллельного решения вопросов вступления России в ВТО и ОЭСР. Сейчас эту Комиссию возглавляет Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Игорь Иванович Шувалов.

В 1995 году была введена в действие первая годовая рабочая программа взаимного сотрудничества, которая с тех пор является основным инструментом планирования сотрудничества ОЭСР и России. В соответствии с этими программами сотрудничество России и ОЭСР шло по следующим направлениям:

◦оказание консультативного содействия ОЭСР России в осуществлении рыночных преобразований;

◦участие российских представителей в качестве наблюдателей в работе ряда комитетов и рабочих групп ОЭСР, количество которых постоянно расширялось;

◦участие российских экспертов в исследовательских проектах ОЭСР, в работе по сбору статистической информации и разработке статистических показателей;

◦участие российских экспертов в конференциях и семинарах ОЭСР;

◦доступ России к информационно-аналитическому потенциалу ОЭСР.

Реальное взаимодействие ОЭСР и России осуществляется в рамках Центра по сотрудничеству со странами, не входящими в ОЭСР. Центр реализует общую и специальные (для конкретных стран) программы, а также программу обучения. Координация сотрудничества Россия и ОЭСР в соответствии с рабочими программами осуществляется Московским офисом Центра по сотрудничеству со странами, не входящими в ОЭСР.

Очевидно, что будущее членство в ОЭСР существенно расширит нормативно-правовую базу сотрудничества. Россия должна будет предоставить дипломатический иммунитет сотрудникам ОЭСР, находящимся на территории нашей страны, и со своей стороны делегировать постоянного представителя в Совет ОЭСР. Кроме того, Россия должна будет присоединиться к Конвенции о создании ОЭСР, а также ряду других международных соглашений, участниками которых являются все страны-члены ОЭСР.

Опыт сотрудничества России и ОЭСР

За последнее десятилетие накоплен обширный и полезный опыт сотрудничества России и ОЭСР. России удалось поднять уровень политического диалога с ОЭСР, а также фактически приобрести особый статус страны-партнера.

Россия участвует в работе большего числа Комитетов и вспомогательных органов ОЭСР, чем любая другая страна, не являющаяся членом Организации. На протяжении последних 10 лет круг комитетов и рабочих групп ОЭСР, в которых Россия участвует в качестве наблюдателя, постоянно расширялся. В 2007году Россия являлась наблюдателем в 20 комитетах и рабочих группах ОЭСР.

В настоящее время Россия активно участвует в деятельности ОЭСР в качестве наблюдателя в 13 комитетах ОЭСР и нескольких рабочих группах, что дает России право высказывать позицию своего государства по обсуждаемым вопросам, участвовать в выработке решений и рекомендаций. Рассматривался вопрос о получении статуса наблюдателя еще в нескольких комитетах (по страхованию, торговле, финансовым рынкам, помощи развитию, госуправлению, в рабочей группе по борьбе с коррупцией), однако теперь, вероятно, этот вопрос будет решен вместе с ожидаемым вступлением России в ОЭСР.

Участие России в структурных подразделениях ОЭСР

Статус: Полноправный участник (1)

Комитет по стали

Статус: Наблюдатель (18)

Комитет по статистике и его структурные подразделения

Комитет по статистике и негосударственному пенсионному обеспечению

Рабочая группа по негосударственному пенсионному обеспечению Комитета по статистике и негосударственному пенсионному обеспечению

Комитет по обзорам экономического развития (участие в подготовке только страновых обзоров)

Комитет по рыболовству

Комитет по информационной, компьютерной и коммуникационной политике

Комитет по научно-технической политике и его структурные подразделения

Комитет по конкуренции и его рабочие группы

Комитет по сотрудничеству странами-не-члена

Комитет по налогообложению и его структурные подразделения

Технический комитет по поддержке Агентства по ядерной энергетике и его рабочие группы

Группа по продуктам питания Комитета по сельскому хозяйству

Комитет по образовательной политике

Рабочая группа по судостроению

Комитет по занятости, труду и социальным вопросам (только в самом Комитете)

Комитет по морскому транспорту

Рабочая группа по гармонизации регулирующих мер в биотехнологиях Комитета по экологической политике

Временный наблюдатель (1

Комитет по законодательству в области ядерной энергетики Агентства по ядерной энергетике

Россия также участвует во многих из Глобальных Форумов ОЭСР.

На Россию приходится около 20% бюджетных средств ОЭСР, выделяемых на сотрудничество с 70 странами-не-членами Организации.

Основные направления сотрудничества

ОЭСР оказала и продолжает оказывать содействие в разработке и осуществлении рыночных преобразований на макроэкономическом и отраслевом уровнях в создании институтов и инструментов рыночной экономки. Прежде всего очень важна поддержка ОЭСР в области разработки законодательства в различных секторах экономики.

Особое значение консультативное и техническое содействие ОЭСР имеет в разработке антимонопольного законодательства и законодательства в области налогообложения, в привлечении иностранных инвестиций, приватизации, реформе предприятий, банковской реформе, решении проблем государственного управления и регулирования, корпоративного управления, рыночных преобразований в сельском хозяйстве, в реформировании естественных монополий, в модернизации образовательной политики, научно-технической и инновационной политики.

Регулярно публикуются общеэкономические обзоры ОЭСР по России, а также специализированные исследования и обзоры положения в отдельных секторах экономики и социальных отношений. Для обсуждения подготовленных материалов организуются семинары и конференции с привлечением ведущих экспертов ОЭСР, представителей исполнительной и законодательной власти РФ, а также национальных и международных исследовательских центров. По их результатам готовятся материалы, содержащие рекомендации для соответствующих государственных ведомств РФ.

Кроме того, обзор экономической ситуации в России наряду с другими странами включается в ежегодно публикуемый Economic Outlook.

В процессе консультирования российских государственных и законодательных органов по подготовке проектов экономических законов, используется опыт стран ОЭСР, наиболее преуспевших в данной области. Кроме того, учитываются международные стандарты (например, нормы кодексов ОЭСР). Так, например, с участием привлеченных ОЭСР международных экспертов был разработан ряд актов российского антимонопольного законодательства, законодательства о банкротствах, сделано несколько предложений по совершенствованию проектов новой редакции закона об иностранных инвестициях.

Рекомендации экспертов ОЭСР нашли непосредственное отражение в «Основных направлениях энергетической политики Российской Федерации до 2010 года». Это стало результатом сотрудничества России с Международным энергетическим агентством, декларация о сотрудничестве с которым была подписана Россией в 1994 г. Сотрудничество России с ОЭСР с области энергетики в последнее время приобретает все большее значение в силу жизненной важности топливно-энергетического комплекса для экономики нашей страны, а также значимого места России в мировом производстве энергоносителей. В 2007 году Правительство России и Агентство по Ядерной Энергии подписали Совместную декларацию о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, определяющую цели, области и формы сотрудничества, включая участие России в качестве постоянного наблюдателя в постоянно действующих Технических комитетах и Рабочих группах АЯЭ.

Результаты работы Круглого стола по вопросам корпоративного управления в России, регулярно (начиная с 1999 г.) объединяющего на своих заседаниях российских и зарубежных экспертов в области корпоративного управления, в частности легли в основу Белой книги по вопросам корпоративного управления в России, опубликованной в 2002 г., в которой были сформулированы ключевые политические цели и первоочередные задачи реформ, в частности, обеспечение равного отношения к акционерам, повышения уровня раскрытия информации и т.д.

Еще одним важным направлением сотрудничества России и ОЭСР является сфера образования в силу растущей значимости образования в формировании экономики, основанной на знаниях. Россия участвует в Программе ОЭСР по международной оценке образовательных достижений учащихся. Российские эксперты принимают активное участие в разработке статистических индикаторов образовательных систем (INES), обеспечивая прочную базу для количественных международных сравнений в области образования. Россия приняла участие в двух проектах Директората ОЭСР по образованию – Тематическом обзоре по равенству в образовании и Тематическом обзоре по высшему образованию.

Большое значение для России имеет определение ОЭСР кредитного рейтинга, влияющего на условия заимствования на мировых финансовых рынках. Так в январе 2007 года Совет ОЭСР принял решение о переводе России из четвертой в третью группу инвестиционных рисков, что должно привести не только к улучшению общего экономического имиджа нашей страны, но и к удешевлению западных связанных кредитов для российских компаний.

В рамках программ сотрудничества с Россией Центр ОЭСР по сотрудничеству со странами-не-членами организует программы обучения, в частности проводит семинары по инвестиционному законодательству, статистике, политике развития конкуренции, бухгалтерскому учету и развитию предпринимательства.

Став полноправным членом ОЭСР, Россия сможет продолжить сотрудничество с ОЭСР по этим приоритетным направлениям, но уже на более основательной партнерской основе, внося более значимый вклад в разработку международных механизмов реализации и оценки политики в различных сферах с учетом своих национальных интересов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: