Материальная и идеальная стороны социальной жизни рассматриваются через категории «бытие» и «сознание».[93] При этом общественное сознание есть отражение общественного бытия и в зависимости от отражаемой его области структурно подразделяется на несколько форм, каждая со своими индивидуальными особенностями и социальной ролью. К таким формам общественного сознания относятся: экономика, этика (нравственность), эстетика, политика, религия, право. Правовое сознание, как правило, рассматривается как специфическая форма общественного сознания и определяется объективными условиями жизни людей.
Правосознание – это свойственная исключительно политическому обществу форма сознания. В процессе естественно-исторического развития общества вместе с дифференциацией общественного бытия происходит и дифференциация общественного сознания, в том числе формируется правосознание. Правовое сознание – это отношение не только к действующему позитивному праву, это представление о должном в праве, выраженное в различных суждениях, концепциях, теориях, мнениях, а также результат соотнесения этого должного с отдельными юридическими явлениями с учетом значимого для субъекта правосознания интереса.
Такое формальное выделение правового сознания следует признать в достаточной степени условным. Представление о юридической действительности формируется на основе нравственных, религиозных и других ориентаций индивида, группы, общества в целом, и, наоборот, правовую оценку получают религиозные, политические, экономические и иные институты и процессы. Правосознание есть результат соотнесения юридических явлений с общими нормами культуры. Формы общественного сознания существуют не обособленно, а взаимно дополняют друг друга, образуя единую систему отражения действительности. Необходимо отметить, что само правосознание является также элементом правовой действительности и, следовательно, предполагает своеобразную самооценку и поиски путей своего совершенствования.[94]
Вышеизложенное позволяет определить правосознание как совокупность правовых представлений, взглядов, идей и чувств, эмоций, выражающих оценочное психологическое отношение людей к юридически значимым явлениям общественной жизни (к действующему законодательству, юридической практике, правам и свободам человека и гражданина и т. д.).
Правосознание является одной из форм субъективного сознания, влияющего на выработку позитивной или негативной реакции людей по поводу требований права. При этом оно предполагает:
– осмысление сущности права;
– соотнесение правовых ценностей с иными (моральными,
– религиозными, политическими и др.);
– оценку права с точки зрения его социальной значимости;
– осознание необходимости правомерного поведения;
– восприятие результатов реализации права.
Правосознание и право – это взаимообусловленные, имманентные друг другу явления. Чрезвычайно важная роль правосознания в механизме правового регулирования приводила иногда к абсолютизации его регулятивной функции. Некоторые правоведы даже включали правосознание в понятие права. Так, в начале прошлого века Л. И. Петражицкий, представитель психологического направления в правоведении, характеризовал право как «этические переживания, эмоции которых имеют атрибутивный характер».[95] По сути, сходную позицию среди представителей современного правоведения отстаивает Р. З. Лившиц, называя правосознание одним из элементов права наряду с правовыми нормами и правоотношениями.[96]
На наш взгляд, несмотря на взаимообусловленность и схожесть некоторых признаков, правосознание и право далеко не тождественные категории. Правосознание – это идеальное восприятие или отражение субъектом юридических явлений (психологический элемент) и сформированные на этой эмпирической основе общие представления о юридически должном, справедливом, целесообразном и т. п. (идеологический элемент). Таким образом, правосознание как сложное социальное явление обладает собственной внутренней структурой и может быть условно дифференцировано на различные элементы. Наиболее традиционным и общепринятым является обособление в структуре правового сознания двух элементов: правовой психологии и правовой идеологии.[97]
Правовая психология – это совокупность чувств, эмоций, настроений, переживаний соответствующих эмпирическому, обыденному уровню индивидуального (группового) сознания, формирующемуся в процессе повседневной человеческой жизнедеятельности (воспитания, обучения, профессиональной деятельности и т. п.). Правовая психология представляет своего рода стихийный, «несистематизированный» слой правосознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государственную деятельность, законодательство, правовое регулирование, другие юридические феномены.
Правовая идеология – это совокупность устоявшихся юридических идей, теорий, взглядов, принципов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность. По сравнению с правовой психологией, в основу которой положены психологические переживания людей по поводу отдельных конкретных проявлений государственно-правового воздействия, идеология представляет и оценивает право как целостное социальное явление. В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потребности и интересы прежде всего социальных групп (классов, наций, религиозных конфессий и т. д.). Вместе с тем, элемент индивидуального, личностного присутствует и в идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается, как правило, отдельными людьми – учеными и политиками, и лишь впоследствии приобретает свойства системного целостного отражения государства и права.[98]
Правосознание подразделяется на виды чаще всего в соответствии с двумя основными критериями – по субъекту и по уровню.
1.В зависимости от субъекта правосознания может быть подразделено на общественное, групповое и индивидуальное.
Общественное правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают в коллективном сознании типичные свойства его юридической действительности.
Групповое сознание (коллективное сознание социальных групп) складывается из специфических нормативных ценностей социально-демографических групп (правосознание сотрудников милиции, студентов юридических вузов, военнослужащих и т. д.).
Индивидуальное правосознание является результатом социализации отдельного человека, следствием усвоения принципов национальной и корпоративной культур, выработки специфического жизненного опыта.
2) В соответствии с уровнем адекватности восприятия права правосознание подразделяется наобыденное, научное, профессиональное.
Обыденное правосознание – это складывающиеся под влиянием жизненного опыта массовые, стихийные представления людей о государстве и праве. Обыденным правосознанием обладают все люди независимо от своего социально-правового статуса.
Профессиональное правосознание – это понятия, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессиональных юристов. Профессиональным правосознанием обладают граждане, осуществляющие толкование и реализацию правовых предписаний на профессиональной основе: сотрудники органов внутренних дел, адвокаты, судьи и т. п.
Научное (теоретическое) правосознание – это идеи, концепции, взгляды, выражающие высокий уровень систематизированного, теоретического освоения права. Научным правосознанием обладают ученые-юристы.