Легизм (школа законников, или Фацзя)

Основателями легизма были Шан Ян (390 – 338 гг. до н.э.) и Хань Фэй (288 – 233 гг. до н.э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуан-ди (III в. до н.э.) Легизм стал официальной идеологией. Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом? Легисты выступали за то, чтобы управлять обществом путём государственного насилия, опирающегося на законы. То есть Легизм – философия сильной государственной власти. (к примеру, в средневековом Китае 200 видов преступлений карались смертной казнью, 300 – кастрацией, 1 000 – клеймлением (в их числе групповое пьянство)).

Основные положения легизма:

§ человек обладает изначально злой природой;

§ движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;

§ как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;

§ чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;

§ государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;

§ основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;

§ основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;

§ законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;

§ государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);

§ государство – главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

И конфуцианство и легизм в политической истории Китая, сыграли значительную роль в развитии китайской государственности. Различие этих философских концепций в том, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, легизм же выше всего ставил силу закона, авторитет которого должен держаться на жестоких наказаниях, абсолютном повиновении и сознательном оглуплении народа. («Когда народ много знает им трудно управлять»).

 
 


Основные понятия и термины:

Ахимса - (санскр. непричинение вреда), религиозный принцип буддизма и джайнизма, отказ от намеренного и случайного убиения живых существ.

Брахман -одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего. Имело различные толкования: от полноты всевозможных определений до лишенности какой-либо определяемости, от тождества с отдельным божеством до отрицания возможности тождества с чем-либо конкретным.

Дао - (китайское, букв. — путь), одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве — путь совершенного правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм. В даосизме — закономерность сущего, его порождающее и организующее начало.

Дэ - в китайской философии даосизма понятие, обозначающее внешнее проявление космического начала дао.

Карма - (санскрит — деяние), одно из основных понятий индийской религии (индуизма, буддизма, джайнизма) и философии. В широком смысле — общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле — влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.

Нирвана - (санскр. — угасание), центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме — психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира.

Сансара - (санскр.), одно из основных понятий индийской религии и религиозной философии, перевоплощение души или личности в цепи новых рождений (в образе человека, бога, животного); осуществляется по закону кармы.

Контроль знаний

I. Вопросы для самопроверки:

1. Назовите основные заповеди буддизма.

2. Что такое нирвана?

3. Что вкладывали древнекитайские мыслители в понятия «Инь» и «Ян»?

4. Какие принципы лежат в основе философии конфуцианства?

5. Какими принципами рекомендовал руководствоваться Конфуций?

6. Что понимают под древнекитайской категорией «дао»?

7. В чём суть учения дао?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: