В мире существует единый и общий для всех вещей путь (Дао), изменить который не может никто. Высший долг и предназначение человека – следование дао. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел – покой и смирение. Целью учения Лао-Цзы было самоуглубление, достижение духовного очищения, овладение телесностью. По теории даосизма, человек не должен вмешиваться в естественный ход событий. Основной принцип даосизма – теория недеяния.
3. Конфуцианство –
Древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-фу-цзы), живший в 551-479 гг. до н.э., главным источником учения – произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»)
Особенности конфуцианства:
§ основные вопросы, решаемые конфуцианством, заключаются в том, как необходимо управлять людьми и как вести себя в обществе.
§ представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера такого управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – отношении е подчинённых к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчинённым – как отца к сыновьям.
§ конфуцианское «золотое правило нравственности» гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
§ Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остаётся актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора
Главные принципы конфуцианства:
§ принцип «жэнь», то есть гуманность и человеколюбие;
§ принцип «ли», то есть почтительность и ритуал;
§ принцип «цзюнь-цзы», то есть образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это прежде всего удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью;
§ принцип «вэнь», то есть образованность, просвещённость, духовность в сочетании с любовью к учению;
§ принцип «ди», то есть повиновение старшим по должности и возрасту;
§ принцип «чжун», то есть преданность государю, нравственный авторитет правительства.
Проблема руководителей и подчинённых в конфуцианстве:
Качества, которыми должен обладать руководитель:
§ подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
§ управлять на основе добродетели («бадао»);
§ обладать необходимыми знаниями;
§ верно служить стране, быть патриотом;
§ обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
§ быть благородным;
§ делать только добро государству и окружающим;
§ предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
§ заботиться о личном благосостоянии подчинённых и страны в целом
Качества, которыми должен обладать подчинённый:
§ быть лояльным по отношению к руководителю;
§ проявлять старание в работе;
§ постоянно учиться и самосовершенствоваться
Идеи Конфуция оказали значительное влияние на развитие не только философской, но и этико-политической мысли Китая, а также Японии, Кореи и других дальневосточных стран.