Французскую философию XVIII века принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 – 1794 гг. Тем не менее, родиной идей Просвещения стала Англия XVII века, где творили предшественники просветителей – Бэкон, Гоббс, и только в XVIII веке эти идеи достигли Франции и распространились в ней.
Философы эпохи Просвещения приложили немало усилий для ниспровержения оптимизма предшествующей философской эпохи. Эту оптимистическую позицию лучше всего выразил Г.В. Лейбниц: по его мнению, наш мир – это лучший из миров. Такая позиция не позволяла объяснить темные, низменные стороны бытия. Просветители же обратили внимание общества и на негативные стороны мира. Фактически эта критика была проявлением более общего скептического настроя к общей метафизической направленности философии недавнего прошлого.
|
|
В работах философов-просветителей (Вольтера, Руссо, Дидро, Гельвеция, Гольбаха и др.) на первый план выходит социальная проблематика. Просветители активно критиковали феодальное общество, выступали за свободу человека в выражении мнения и в творчестве, за новые социальные отношения, связывавшиеся в то время с нарождающимся капитализмом, стремились развенчать препятствующие прогрессу общества и развитию человека предрассудки и стереотипы.
В то же время наука и прогресс также занимают в их трудах очень значимое место. Само название данного философского направления – «Просвещение» – отсылает нас к стремлению этих философов нести свет знаний в массы необразованного народа. По мнению просветителей, общественной гармонии можно достичь лишь в том случае, если распространить знания среди народа; они полагали, что человек, изначально доброе и разумное существо, испорчен лишь потому, что ему закрыт доступ к знанию, а также потому, что его портит неправильно, неразумно организованное общество. А, следовательно, достижение социальных целей предполагает союз общества с наукой.
Важное место в философской мысли Просвещения играет критика религии. Реформация с ее отрицанием католических догматов и культа в определенном смысле была неполным проявлением более широкой тенденции отказа от христианства. В целом будет оправданно поставить ее в один ряд с зарождавшимися в то же время атеистическими взглядами. Атеисты, критиковавшие христианство и религию с научных позиций, фактически довели до логического завершения то, что было начато Реформацией.
В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления: деистическое, атеистическо-материалистическое, и утопическо-социалистическое (коммунистическое). Рассмотрим каждое из этих направлений более подробно.