Во второй половине XVIII в. философская мысль в Беларуси начинает постепенно преодолевать схоластику. Это связано с развитием естественнонаучных знаний, изменениями в духовной жизни, где церковь и костел постепенно утрачивали ранее незыблемые позиции, а формирование капиталистических общественных отношений обусловливали перемены в социально-политической области. Философия начинает развиваться в направлении интефации схоластической и новой философии. Идеи таких известных философов, как Декарт, Лейбниц, Вольф, Локк, Гассенди, начинают излагаться (преимущественно в плане их критики) в философских лекционных курсах, читаемых в Виленской академии. Это привело к оформлению так называемой эклектической философии, в которой, наряду с Аристотелем и Фомой Аквинским, излагаются взгляды и философов Нового времени.
Эклектическая философия в Беларуси представляла собой попытку наполнить философию новым содержанием, но без резкого разрыва со старыми представлениями. В онтологии еще Бог присутствует, но он уже не сверхличность, а Бог-механик, запустивший этот сложный механизм — Вселенную. Логика у «эклектиков» уже в большей мере представляет собой теорию познания, где главное — методология познаваемого процесса, а не оторванные от жизни схемы.
|
|
L
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой
Наиболее известные представители эклектической философии в Беларуси — А. Скорульский, С. Шадурский и Б. Добшевич. J
Антон Скорульский (17 \ 5—ПSO) после окончания Виленской академии был ректором Новофудской и Барской иезуитских коллегиумов и Виленской академии, затем деканом теологического факультета той же академии. Свои философские взгляды изложил в учебнике «Комментарии по философии и логике, то есть по метафизике и специальной физике», вышедшем в 1755 г. в Вильно. В «Комментариях» прослеживается стремление совместить философию и науку Нового времени с основными постулатами схоластики.
От схоластики к эклектике. В своем сочинении А. Скорульский показывает себя знатоком древней и новой философий. Соглашаясь сданными естествознания, он критически относится к философскому материализму. В целом он — критик материализма, от Демокрита и Эпикура до Гассенди. В критике атомистического материализма (учения о строении материи из атомов и других микрочастиц) Демокрита и Гассенди А. Скорульский исходил из того, что атом не обладает самостоятельной движущей силой, поскольку она всегда находится вне материи. Не принимал он и учения о множественности миров (Демокрит, Дж. Бруно): «Существует только один мир, а не множество миров... и <...> этот мир является творением какой-то удивительной мудрости и всемогущества» [8.С.218]. Мир представляет собой совершенство, иллюстрируя нам совершенство своего создателя, утверждает философ, в соответствии с теологической доктриной.
|
|
А. Скорульский отрицательно относится и к системе Н. Коперника. Основной недостаток ее он видит в том, что она не согласуется со Священным Писанием. В исследовании проблем логики А. Скорульский перешел от схоластики к эклектической философии. Развивая традиционные ее разделы (понятие, умозаключение и суждение), он в духе времени дополнил логику проблемой метода познания, хотя понимал его еще в узкологическом аспекте.
Раздел
А. Скорульский в скрытой форме критикует теорию врожденных идей Декарта. В познании человеку необходимо руководствоваться данными чувственного опыта, принципами ясности, отчетливости и божественным авторитетом, утверждает философ. Правда, в «Комментариях» он пишет: «Авторитет святых отцов хотя и нужно всегда ценить высоко, однако для объясняющего чисто философские вещи он необязателен» [8.С.210].
А. Скорульский советует избегать как некритического восприятия новых идей, так и поспешного их отрицания.
Станислав Шадурский (1727—1789) учился в Виленской академии, затем в Париже, где изучая философию, естествознание и математику. В 1758 г. издал «Принципы философии мышления и ощущений». После учебы преподавал философию в Варшаве и Новогрудке. Наиболее плодотворным творческим периодом в его жизни стал новогрудский, в это время он занимал должность профессора философии. В это время он пишет «Начала рассуждений в диалогах и упражнениях по логике, этике и метафизике», «Философские определения общей физики, высказанные публично автором», «Физику и философию природы».
Эклектическая философия С. Шадурского. Он заявлял, что не придерживается определенной философской системы, а принадлежит к эклектической плеяде философов. «Система Ньютона не представляется нам приемлемой, — пишет он, — пока сторонники более ясно не объяснят свою пресловутую силу притяжения; не удовлетворяет нас рассмотрение неделимых атомов эпикурейцами с их мельчайшими пылинками. Не можем мы легко согласиться и со всем, что постулировано самим Картезием. Ясно не понимаем мы монад Лейбница, почему они образуются сами в себе и каким образом эта их мастерская мира строится...» [8.С.231].
Если в схоластике преобладала аристотелевская логика, то в философии С. Шадурского наблюдается гносеологизация этой науки. Схоласты, на его взгляд, только жонглируют словами, а не философствуют, их мысли далеки от жизни. В познании необходима взаимосвязь разума и опыта, поэтому он не соглашается и с сенсуализмом Локка.
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой В качестве критерия истины у него выступает очевидность. Отдавая дань теологии, атеизм и пантеизм (отождествление Бога с природой) он объявляет ложными учениями.
Бенедикт Добшевич (1722 - ок.1794) родился в Новогрудке, здесь же окончил иезуитский коллегиум. В нем же несколько лет преподавал философию, математику и теологию. В 1758—1761 гг. преподавал в Виленской академии. В 1760 г. издал написанные еще в Новогрудке «Взгляды новых философов», где читатель знакомится с идеями Г. Галилея, Р. Декарта, Г. Лейбница, X. Вольфа, П. Гассенди и др. Впрочем, Б. Добшевич не забывает и о схоластике, которая излагается наряду с новой философией (в книге содержатся сведения и по естественным наукам).
В 1761 г. в Вильно выходит главный труд Б. Добшевича -«Лекции по логике, написанные на основе одобренных мнений древних и более новых мыслителей для употребления слушателей философии».
Философия как наука. Б. Добшевич придерживался мысли о том, что философия может стать наукой лишь в том случае, если она будет оперировать точными понятиями и суждениями. Поэтому она должна ориентироваться на математическое знание. Лишить философию математической основы равнозначно тому, что попытаться ходить без ног, утверждает философ. Таким образом, его взгляды предваряют неопозитивистскую философию XX в.
|
|
В учении о природе он основывается на достижении современного ему естествознания, хотя считает Бога первопричиной мира. В гносеологии придерживается принципов ясности, отчетливости и очевидности Декарта. Очевидность является и критерием истины. Очевидность бывает трех видов:
1) интеллектуальная; 2) чувственная; 3) очевидность Божественного авторитета.
Что касается сомнения Декарта, то использовать его учение следует осторожно. Это не просто сомнение, а методологическое сомнение. Оно «...означает, что мы не осуждаем, не подумав, взгляд других, но спокойно взвешиваем в уме все эти заявления,
Раздел III
которые кажутся нам чуждыми...» [8.С.251]. Отрицательно относится Б. Добшевич и к декартовской известной формуле — «Я мыслю, следовательно, существую», потому что не следует так возвеличивать человеческий разум. Но человек и не машина.
Философ обстоятельно исследует проблемы познания. Он утверждает, что существуют три вида познания: историческое, философское и математическое. Историческое — это знание фактов, философское — знание причин и основ существующего, математическое — знание причин количественных отношений. Согласно схоластике, Б. Добшевич выделяет три вида истины: логическую, метафизическую (философскую) и моральную.
Таким образом, эклектическая философия, несмотря на связь со схоластикой, способствовала распространению в Беларуси новых философских и естественнонаучных знаний. Она явилась естественным этапом саморазвития философского духа, что нашло выражение в философии периода Предпросвещения.