Трансцендентальная философия Канта

Философия XIX века

План.

Трансцендентальная философия Канта.

Этические и политические взгляды Канта.

Иррационализм А. Шопенгауэра.

Философия Фридриха Ницше.

Трансцендентальная философия Канта.

Основы трансцендентальной философии Канта заложены в доктор­ской диссертации “О форме и принципах чув­ственно воспринимаемого и интеллигибельного мира”. С точки зрения человеческого позна­ния, считал Кант, мир разделен надвое: мир Чувственно воспринимаемых вещей (мир феноменов) и мир, постигаемый нашим разу­мом, или (мир ноуменов, или “вещей в себе”). Умом мы постигаем то, чего не обнаружива­ют наши чувства. Какой же из этих миров доступен научному познанию?

Ответ на этот вопрос Кант даёт в книге “Критика чистого разума”, которая, по его замыслу, должна была дать “ключ к тайне всей метафизики”. Пер­вая и главная наша ошибка, считал Кант, за­ключается в том, что мы требуем от нашего рассудка с его логическими способностями, понимания тех вещей, которые он просто не способен осмыслить, например души и мироз­дания. Каковы же способности “чистого ра­зума”?

Чтобы ответить на этот вопрос. Кант ввел понятие “априорного” (т.е. до-опытного) зна­ния. Наш рассудок мыслит определенными априорными формами, в рамках которых он только и способен формулировать знание о вещах, явленных человеку в процессе опыт­ного чувственного познания. Эти априорные формы мышления Кант назвал “категория­ми чистого разума”: категории количества, качества, возможности, необходимости и существования, причинности. Область позна­ния “чистого разума”, область науки огра­ничена теми вещами, которые поддаются опи­санию этими категориями, а так же катего­риями времени и пространства, то есть — миром феноменов.

Метафизические идеи, ноумены, или “вещи в себе” в эту область не входят. Кант назвал их трансцендентными (то есть — запредель­ными) вещами или идеями. Такие идеи как, например, Бог, душа, целостный мир могут быть нами помыслены, но мы не можем доказать их существование. Саму же возможность ра­зума мыслить, в том числе мыслить трансцен­дентные вещи, философ называл трансцендентальной способностью, или апперцепцией. Отсюда и отношение Канта к истиневсеоб­щий признак истины не может быть дан. Абсолютную истину познать невозможно, мож­но познать лишь относительную истину, глав­ным критерием которой у Канта выступает “непротиворечивость суждений”.

Трансцендентные идеи непознаваемы ап­риорно и, тем не менее, считал Кант, необхо­димы человеку в его практической жизни. В жизни всегда заострены вопросы морали и нравственности, вопросы этики конкретного поступка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: