Эпоха Возрождения — это время, когда в Средиземноморье появились зачатки капиталистического способа производства. Возникают первые мануфактуры. Появилась самопрялка, усовершенствовался ткацкий станок. Огнестрельное оружие произвело революцию в военном деле, оно свело на нет значение рыцарства. Порох, компас, книгопечатание, великие географические открытия, появление новых центров экономического развития — вот вехи этого периода истории. Увеличение количества товаров потребовало увеличения количества посредника для их обмена, то есть денег. В то время это было серебро и золото. Поэтому начался их поиск по всему свету. Это было время великих географических открытий. Поток золота хлынул в Европу. Увеличение количества золота привело к повышению цен, от которого пострадали феодалы, установившие фиксированный оброк в деньгах. Их экономическое могущество было подорвано. Выиграли же производители товаров — буржуазия. Получив экономическую власть, буржуазия стала добиваться политической.
|
|
Произошел коренной перелом в духовной жизни народов. Если в эпоху феодализма религия была господствующей идеологией, то теперь духовная диктатура церкви была сломлена. Укрепление централизованной государственной власти, опирающейся на силу городов, привело к ослаблению экономического могущества и политической силы церкви. Ее идеологическое влияние было подорвано в результате реформационного движения. Лютеранство, кальвинизм отражали стремление крепнущей буржуазии освободиться от опеки римской католической церкви, как орудия феодализма.
В этот период не только возрождается античная, но возникает и новая культура — гуманизм.
Если в центре средневекового религиозного мировоззрения стоял Бог, то в воззрениях гуманистов — человек. Вместо религиозно-аскетической идеи о греховности плоти и земной жизни провозглашалось право человека на наслаждение. (Примером нового мировоззрения, противоположного христианскому аскетизму, может служить книга Бокаччо «Декамерон».) Получила выражение идея свободы личности, идея справедливого общества.
В истории развития гуманистических идей развивались две тенденции. Первая выражала интересы буржуазии, вторая — интересы бедных слоев населения. И та и другая исходили из одной общей идеи — идеи равенства всех от рождения, но делали при этом разные выводы.
Буржуазный гуманизм в центре внимания ставил личность, ее свободу и права. Отсюда провозглашалось право на частную собственность, в нравственности проповедовался индивидуализм и разумный эгоизм («я тебе не мешаю, ты не мешай мне»). Идеалом считалось свободное развитие «естественной природы человека».
|
|
Вторая тенденция тоже исходила из равенства всех по природе, но при этом выдвинула идею имущественного равенства людей («если мы все равны, то почему у тебя больше»). Так, вождь крестьянской революции в Германии Томас Мюнцер (1490-1525) сформулировал программу, которая включала требование отмены частной собственности, обобществления имущества, ликвидации сословных различий, введение всеобщего равенства. Сопротивление господствующих классов он предлагал подавить силой народа, и тогда наступит царство Божие на земле.
В Англии коммунистические идеи предложил Томас Мор (1478-1535) — государственный деятель (лорд-канцлер), был казнен за отказ признать короля главой английской церкви. В своей книге «Утопия» он описал, каким он видит будущее общество. На острове Утопия отсутствует частная собственность, государство осуществляет учет и распределение продуктов, производство организует местная община. «Утопия» в переводе означает «место, которого нет». Поэтому сторонников подобных проектов стали называть утопистами, а их социалистические и коммунистические взгляды — утопическим социализмом, утопическим коммунизмом.
Другим идеологом утопического коммунизма был Томмазо Кампанелла (1568-1639), уроженец юга Италии. Был во главе заговора против испанского владычества. Был схвачен и 27 лет провел в тюрьме. Там написал книгу «Город Солнца». План предлагаемого города был похож на рисунок солнца — улицы лучами расходились от центра, все заводы были за чертой города. В «Городе Солнца» нет частной собственности, труд — обязанность и потребность всех членов общества. Большое значение имеет техника.
Обе тенденции в гуманизме сохранились и проявляются сегодня как в идеологических (например, демократическая тенденция сохранилась в социалистических и коммунистических учениях), так и в практических формах (социальная политика государств, ориентированных на свободу предпринимательства, в той или иной мере направлена и на обеспечение имущественного равенства). Желание сторонников одной тенденции победить другую оканчивается безрезультатно, так как обе они вытекают из реального социального неравенства, порождающего носителей той и другой гуманистической идеи.
Вопросы для повторения:
- Отделению философии от теологии в эпоху Возрождения способствовала теория двойственной истины. Почему церковь не пресекла это?
- Что такое пантеизм?
- Отрицают ли бесконечность пантеисты и почему?
- Что представляют собой вещи по Кузанскому?
- Какие возможности открываются перед разумом из-за его способности мыслить бесконечное?
- Почему Джордано Бруно отрицал наличие какого-либо центра Вселенной?
- У Бруно вся природа одушевлена. Мировая душа наполняет всю Вселенную, все вещи. Что позволяло ему объяснить с помощью представлений о мировой душе?
- Почему церковь вначале терпела тех, кто был за теорию Коперника, а при Галилео Галилее ее пропаганда была запрещена?
- Почему Галилей мог считать, что познание природы есть дело науки, а не религии? На основании каких представлений он мог сказать: «Изучать надо с помощью опыта, а не Библии»?
- Что такое «испанский сапог»?
- Каким преимуществом обладает эксперимент по сравнению с сенсуализмом и рационализмом?
- Какое мировоззрение называется механистическим материализмом?
- Что такое гуманизм?
- Был ли гуманизм единым, цельным учением? Могло ли быть общество обществом добра и справедливости, если бы все люди стали гуманистами?
- Кто такие утописты?
- Существуют ли сегодня обе тенденции гуманизма? Возможно ли объединение двух тенденций гуманизма на практике?