В предисловии к I тому «Капитала» Маркс заявляет о противоположности своего метода методу Гегеля: «У Гегеля мышление есть демиург, создатель действительного, у меня же наоборот — идеальное есть ничто иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Не развитие абсолютной идеи изменяет мир, а изменение мира фиксируется в логических формах. Так как мир развивается диалектически, то и наше понимание мира должно быть диалектическим. На место логического движения понятий у Гегеля Маркс ставит объективный процесс развития материи. Для Маркса диалектика есть логика развития мира и одновременно метод изучения этого развития. Отсюда, диалектика есть наука о наиболее общих законах развития бытия и познания.
Исследуя законы капитализма, Маркс исследует различные типы противоречий, многообразные формы взаимопревращений противоположностей. Гегелевские законы он выводит из анализа бытия. В «Капитале» из конкретного исследования капиталистического способа производства он разрабатывает «закон единства и борьбы противоположностей», «превращения количественных изменений в качественные», «отрицания отрицания».
В работах «Анти-Дюринг», «Диалектика природы» Энгельс также развивает диалектический материализм. Он утверждает, что развитие естествознания подтверждает правоту диалектико-материалистического взгляда на природу. Энгельс указывает на движение как форму бытия материи, а многообразие мира объясняет наличием разных форм движения материи: особые виды материи обладают особыми формами движения:
· механическое движение присуще небесным и земным массам,
· физическое — молекулам;
· химическое — атомам;
· биологическая форма движения — живому белку;
· социальная форма движения — обществу.
Он утверждает, что материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же и ни один из ее атрибутов не может быть утрачен: «Если с железной необходимостью она [природа] когда-нибудь истребит на земле свой высший цвет — мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время». Идея исторического развития природы — важнейшая в «Диалектике природы». Он показывает, что развитие во всех областях подчиняется законам диалектики. На их основе он исследовал и процесс перехода от стада обезьян к человеческому обществу в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
Вопросы для повторения:
- Чем объясняется возникновение марксистской философии?
- В чем сходство и различие во взглядах на религию у К. Маркса и Л. Фейербаха? Чем отличается материалистическое объяснение истории от идеалистического? Каков основной принцип материалистического понимания истории К. Марксом?
- Французский философ, социолог и экономист Прудон считал крупную собственность кражей, нарушением закона стоимости, а мелкую — владением, справедливой и соответствующей человеческой природе. Он предлагал убрать плохие стороны капитализма и оставить хорошие. Согласился ли К. Маркс с каким-либо положением Прудона?
- В феодальных обществах вся власть принадлежала классу феодалов, в капиталистических — классу капиталистов. Кто, по мнению К. Маркса, должен править обществом?
- В I томе «Капитала» К. Маркс формулирует закон о соответствии производственных отношений уровню развития производительных сил. Что такое производственные отношения? Что такое производительные силы?
- Почему, по мнению К. Маркса, происходят революции? Почему общество не может обойтись без них?
- Почему К. Маркс считал, что на смену капитализма должен прийти коммунизм, а не какое-либо другое общество?
- Что такое коммунизм, по мнению К. Маркса?
- Если сравнить характеристику коммунизма с тем состоянием капиталистического общества, которое было во времена К. Маркса, то каким же образом мог наступить коммунизм?
- К. Маркс заявляет, что его метод противоположен методу Гегеля. В чем же?
- Как связаны материя и движение в диалектическом материализме?
- В христианстве человек является венцом творения Бога. Что такое человек в марксизме?