double arrow

Бюджетный процесс и полномочия его участников

С юридической точки зрения бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнениебюджета конкретного уровня.

С экономической точки зрения бюджетный процесс есть процесс, во-первых, определения бюджетных доходов и расходов и достижения их сбалансированности, а во-вторых, мобилизации доходов и осуществления расходов.

В ходе бюджетного процесса обеспечивается определение возможных доходов бюджета, взимаемых в виде налоговых и неналоговых платежей. На этой стадии важно определить, как влияют те или иные налоги на деятельность хозяйствующих субъектов, насколько эффективны эти налоги для обеспечения поступлений денежных средств в бюджет.

Оценка объема необходимых бюджетных доходов неразрывна от оценки необходимых расходов бюджета. Признание каких-либо расходов неизбежно влечет за собой поиск дополнительных источников доходов. Иными словами, подготовке бюджета должна предшествовать разработка основных направлений финансовой политики.

Законодательство определяет круг участников бюджетного процесса и их полномочия.

В соответствии со статьей 164 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются:

§ Президент РФ;

§ Государственная дума Федерального собрания РФ;

§ Совет Федерации Федерального собрания РФ;

§ Правительство РФ;

§ Министерство финансов;

§ Министерство по налогам и сборам;

§ Центральный банк;

§ Счетная палата;

§ Государственные внебюджетные фонды;

§ Главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Непосредственную разработку проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов.

Оно обладает следующими бюджетными полномочиями:

§ составляет проект федерального бюджета и представляет его в правительство РФ;

§ принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

§ по поручению правительства РФ представляет сторону государства в договорах о предоставлении кредитов за счет средств федерального бюджета;

§ составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

§ разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;

§ разрабатывает по поручению правительства РФ Программу государственных внутренних и внешних заимствований;

§ осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями;

§ проводит проверки финансов получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, кредитов и гарантий;

§ ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

§ осуществляет управление государственным долгом РФ;

§ составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;

§ ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федерального бюджета.

Действующее законодательство предоставляет особые полномочия министру финансов по обеспечению процесса исполнения бюджета. Он, в частности, утверждает сводную бюджетную роспись, а также лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств; предоставляет бюджетные ссуды; имеет право сокращать расходы федерального бюджета в размере, не более 5% утвержденных поступлений в федеральный бюджет; имеет право перераспределять ассигнования между главными распорядителями средств федерального бюджета и статьями функциональной и экономической классификаций расходов в пределах 10% утвержденных расходов.

25. Стадии бюджетного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: