Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Правовые нормы, регулирующие бюджетный процесс, предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до утверждения отчета об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов - участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.
Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнении и называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса -это стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые последовательно сменяют одна другую. Сам бюджет действует в течение одного финансового (бюджетного) года - с 1 января по 31 декабря.
|
|
В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время БК РФ предусмотрены общие принципы для бюджетной системы в целом:
o единство бюджетной системы РФ;
o разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
o самостоятельность бюджетов;
o полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
o сбалансированность бюджетов;
o эффективность и экономность использования бюджетных средств;
o общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
o гласность;
o достоверность бюджета;
o адресность и целевой характер бюджетных средств.
Кроме того, бюджетному процессу присущи особенные принципы. Так, в основе бюджетного процесса лежит принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти, где проект бюджета обязательно составляют, закон или решение о бюджете исполняют органы исполнительной власти, рассматривают и утверждают бюджет (и это касается бюджетов всех уровней) органы представительной власти.
|
|
Очень важен принцип ежегодности бюджета, который включает такое важное основополагающее правило, как обязательное принятие бюджета до начала планируемого года. Выполнение именно этого правила делает бюджетную деятельность более прозрачной и обеспечивает более эффективную возможность осуществлять бюджетный контроль за всеми потоками бюджетных средств.
Особого внимания в бюджетном процессе заслуживает принцип публичности и гласности, который предполагает, что проект бюджета до его принятия широко обсуждается как представительными органами, так и общественностью; принятый бюджет обязательно публикуется в печати.
Важным для бюджетного процесса остается принцип специализации бюджетных показателей, который состоит в том, что в основе и составления, и исполнения бюджета лежит бюджетная классификация, которая предполагает группировку доходов бюджетов всех уровней по источнику возникновения, а расходов - по целевому назначению по направлениям деятельности, направлениям расходов.
Стадии бюджетного процесса показаны на рис. 1.
Рис. 1. Стадии бюджетного процесса