Этапы занятия | Формы проведения этапа | Время |
1. Контроль выполнения домашнего задания. | Проверка выполнения домашнего задания в рабочих тетрадях. | 15 мин. |
2. Контроль самоподготовки. | Тест – контроль и его оценка (0, 5, 10 баллов). | 15 мин. |
3. Разбор теоретического материала. | Опрос студентов у доски с коррекцией ответов преподавателем, демонстрация плакатов, слайдов. | 90 мин |
4. Приобретение практических навыков. | Выполнение лабораторных работ по теме. | 30 мин. |
5. Оформление протоколов лабораторных работ. | Оформление графы “Визуальные наблюдения” в протоколах лабораторных работ в рабочих тетрадях. Самостоятельный анализ полученных данных и формулировка выводов из проделанной работы. | 15 мин. |
6. Проверка и защита протоколов. | Защита студентами протоколов лабораторных работ и оценка полученных практических навыков. | 15 мин. |
Содержание этапов занятия
1-й этап. Преподаватель проверяет выполнение домашнего задания по теме и отвечает на вопросы студентов, выставляет оценку по пятибалльной системе.
|
|
2-й этап. Студент письменно отвечает на билет тест – контроля. Ответ оценивается по десятибалльной системе (0, 5, 10 балов).
3-й этап. При опросе теоретического материала студенты у доски разбирают:
– особенности электронного строения карбоксильной группы и связь с химическим поведением;
– способность кислот к диссоциации и сравнение силы различных кислот на примере масляной, 2-оксимасляной, 2-метилмасляной, 2-хлормасляной и янтарной кислот;
– химические свойства кислот, обусловленные реакциями по карбоксильной группе: образование сложных эфиров, ангидридов, галогенангидридов, амидов;
– химические свойства, обусловленные реакциями в радикале: реакции по двойной связи непредельных кислот на примере акриловой кислоты, реакции замещения в радикале предельных кислот на примере пропановой кислоты, реакции замещения в ароматическом кольце на примере бензойной кислоты;
– специфические свойства двухосновных кислот, проявляющиеся при нагревании, на примере пропандиовой, бутандиовой и гександиовой кислот.
4-й этап. Студенты по 2 человека выполняют предложенные лабораторные работы.
5-й этап. Студенты оформляют лабораторные работы по унифицированной форме в виде таблицы, данной в рабочей тетради.
6-й этап. Студент представляет оформленный протокол и объясняет полученные результаты. Преподаватель оценивает его практические навыки.
Теория
Карбоновыми кислотами называются органические соединения, содержащие карбоксильную группу – СООН, общая формула R-(COOH)n
Классификация.
1. По числу функциональных групп (–СООН): одно- и многоосновные.
2. По характеру радикала R:
предельные, непредельные, ароматические.
СН3–СН2–СООН, СН2 = СН–СООН;