Причина (causa) - явление, действие, которого вызывает, определяет, изменяет, влечет за собой другое явление, называемое следствием. Следствие в свою очередь становится причиной другого явления.
Для причинно-следственной связи характерны следующие признаки:
- генетичность;
- последовательность во времени;
- ассиметричность (следствие определенной причины не может быть причиной той же причины).
Принцип причинности утверждает универсальный характер причинно-следственной связи.
Принцип детерминизма - утверждение закономерной обусловленности всех явлений бытия.
В истории философии и науки выделяют две формы детерминизма:
1). Механистический, жесткий, Лапласовский - одна причина жестко и закономерно порождает вполне определенное следствие.
2). Современный, релятивистский детерминизм - одна причина может вызвать несколько разновероятных или равновероятных следствий. В некоторых процессах (микромир, теория газов) принципиально невозможно определить вероятность (принцип неопределенности, например); поэтому в XX веке появился индетерминизм - отрицание универсальности причинно-следственной связи. На самом же деле причинно-след-ственная связь есть везде, просто в зависимости от сферы бытия, качественной специфики объекта меняет свой механизм.
|
|
V. Противоречие содержания и формы
Содержание - единство всех составных элементов объекта, его свойств, противоречий тенденций.
Форма - способ существования и выражение содержания. В процессе развития содержание, будучи более подвижным перерастает старую форму и "сбрасывает" ее.
Для диалектики характерно рассматривать объект в единстве его содержания и формы. Одна из метафизических трактовок этих категорий - формализм - предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности. Например, в сфере управления проявляется как бюрократизм - преклонение перед буквой закона при полном пренебрежении к его смыслу и духу. В сфере нравственности - строгое соблюдение норм этикета вне зависимости от конкретных обстоятельств. В эстетике - концепция эстетизма - преобладания формы над содержанием в произведении искусства, "искусство ради искусства". В образовании - стремление получить диплом, а не знания.