Что такое игровой вопрос. Типы вопросов

В качестве игрового вопроса подходит далеко не каждый вопрос. Для игры «Что? Где? Когда?» пишутся своеобразные литературные миниатюры, в которых каждое слово или порядок слов может нести дополнительный смысл. Они рассчитаны на коллективную работу всей команды, применение логики, догадки, остроумия, использования знаний из разных областей науки, литературы, искусства.

Вопросы «Брейн-Ринга» формулируются почти так же, но они несколько короче и проще, чем в ЧГК, поскольку командам приходится играть на опережение соперников и текст вопроса записывать обычно нет времени. Они чаще, чем вопросы ЧГК, рассчитаны на остроумие, сообразительность и догадку.

А вот в играх «Своя Игра» и «Эрудит-квартет» пока еще используются вопросы викторинного типа, то есть рассчитанных на чистое знание какого-то факта: что совершил открытие, как называется столица, какое произведение написал автор. Единственное отличие этих вопросов от обычных викторин – это присутствие в тексте указующей формы «ИМЕННО ЭТО», которую ведущий должен выделять интонационно:

«ИМЕННО ЭТОТ персонаж Чехова носил артистический псевдоним Тётка» (Ответ: Каштанка)

Самая высокая телебашня находится ИМЕННО В ЭТОМ североамериканском городе» (Ответ: Торонто).

Хотя последние тенденции показывают, что в вопросы для «Своей Игры» тоже стали вводиться элементы логики, так называемого «высчитывания».

Рассмотрим построение вопроса ЧГК, как наиболее сложного по схеме и количеству специфических элементов, которые следует знать опытному игроку в спортивные интеллектуальные игры.

Хороший вопрос ЧГК представляет собой небольшую литературную миниатюру, в которой каждое слово и синоним продуманы так, чтобы скрыть правильный ответ, но при этом дать игрокам намёк, где и как его искать. В таких мини-задачках важен каждый синоним, и нет ни одного лишнего слов. Каждый словесный оборот подобран автором очень тщательно, а вся информация, необязательная для выхода на правильный ответ, безжалостно выброшена. Во время обсуждения игроки каждый раз должны задумываться, почему автор вопроса употребил то или иное слово (например, синоним упомянутого слово являлся бы правильным ответом на вопрос).

Кроме того, надо помнить, что авторы вопросов подходят к своей работе творчески, всегда интересуются у организаторов, где и когда будет проходить турнир, какое название он носит, кто в нём участвует. И стараются использовать полученные данные в своей работе, чтобы вызвать дополнительный интерес у участников. То есть ответом на какие-то вопросы могут служить название турнира или города, в котором проходит соревнование.

Часто первый вопрос турнира в какой-то форме обыгрывает приветствие, а последний – прощальные слова. Например, ответом на первый вопрос могут служить слова «С добрым утром!», а в качестве ответа на самый последний вопрос оказывается название песни группы «Ария» «Я свободен».

Кроме того, существует еще несколько приёмов, которые могут усложнить работу неопытного игрока, но облегчить обсуждение опытной команде. Например, сложилась традиция, согласно которой восьмой вопрос турнира часто связан с Пушкиным. Или обыгрывается фраза из ЧГК-фольклора, согласно которой: «Если не знаешь, кто это, пиши – Пушкин». Не зная этих фактов, неопытной команде, конечно, сложно дать ответ, который ждёт от неё автор.

Разберём несколько характерных примеров:

====================================================================

Пример 1: Внимание, вопрос задает Дастин Хоффман.

В официальном девизе государства Лесото есть слова «Хотсо» — мир, «Нала» — процветание и «Пула». У жителей Лесото есть основания полагать, что без «Пула» невозможно «Нала». Что такое «Пула»?

Ответ: Дождь.

====================================================================

Здесь, прежде всего, игроки должны обратить внимание на вступительную фразу. Она придумана для того, чтобы дать дополнительную подсказку. Команда должна вспомнить, что Дастин Хоффман – голливудский актер, и следующим шагом рекомендуется перечислить несколько самых знаменитых фильмов, в которых он сыграл. В частности, упомянуть фильм, принесший ему награду «Оскар» - «Человек дождя».

Далее игрокам необходимо упомянуть, что государство Лесото находится в Африке, в одном из самых засушливых районов. После чего остаётся сделать последний вывод: что именно может принести процветание в жаркую африканскую страну? Конечно, дождь!

* * *

Другой популярный приём авторов вопросов – замены. Какое-то слово или выражение в вопросе автор заменяет другим словом или выражением. Причём старается подобрать замену таким образом, чтобы она была либо сходна по значению, либо воспроизводила форму заменённого выражения, либо была связана с нею логически. Например, борзый – скорый, тьма – мрак, Пётр – камень, Маркс – Энгельс, Элли – Дороти, опростоволоситься – сесть в галошу.

====================================================================

Пример 2: Внимание, в вопросе есть замена. Вспоминая о съемках в сериале «Графиня де Монсоро», Алексей Горбунов рассказывает: «А ведь кроме сабли они носили все эти плащи, ботфорты, денег жалко». Какие два слова мы заменили во фразе актера?

Ответ: Жабо’ душило.

====================================================================

Здесь игроки должны задуматься над тем, что слова «денег жалко» явно выбиваются из логического ряда. Значит, скорее всего, именно это и есть замена. Теперь надо сообразить, какие именно синонимы существуют у данного выражения. При этом не надо забывать о том, что актёр рассказывает о каких-то неудобствах во время съёмок. Причем съёмок фильма явно исторического, костюмированного. Что еще могло мешать в костюме времён графини Монсоро? Конечно, большие жёстко накрахмаленные кружевные воротники и жабо. Вот тут-то на стыке именно этих рассуждений и появляется фраза «жаба душит» - когда человек жалеет тратить на что-либо деньги, говорят, что его «жаба душит (давит)» — отсюда замена.

Ещё одна специфическая форма вопросов: «Дуплет» и «Блиц-вопрос».

Дуплет представляет собой пару достаточно простых вопросов, которые связаны между собой логически. Например, если ответ на первый вопрос – «Дед Мороз», то вполне возможно, что ответом на второй вопрос дуплета окажется «Санта Клаус» или «Снегурочка». Или в первом вопросе ответом служит число 3, а во втором – 14, вместе же они составляют число «пи», отсюда и связь между вопросами. Иногда такие вопросы связаны формально – например, источником обоих вопросов служат афоризмы Станислава Ежи Леца, или шутки команды КВН. Причем, зачастую второй вопрос служит подсказкой для первого, и наоборот.

Поскольку такие вопросы достаточно несложны, то времени на обсуждение каждого из них дается не более 30 секунд. Сначала ведущий задаёт первый вопрос, выжидает полминуты, затем читает второй вопрос, ждёт еще 30 секунд, даёт время на сдачу ответных карточек и только после этого озвучивает сразу оба ответа. Таким образом, в сумме получается один полноценный вопрос на 1 минуту, и оба ответа команду пишут на одной ответной карточке.

====================================================================

(Нижеследующий вопрос был задан последним в игровом туре перед перерывом, что для опытных команд послужило некоторой подсказкой)

Пример 3:

Внимание, последний вопрос. Дуплет.

1. Первый ОН предназначался для работы на полях, но из-за войны некоторое время был неактуален и появился только в 1947 году – при этом сразу с цифрой «два». Назовите ЕГО двумя буквами.

2. Википедия упоминает, в частности, Сибирский, Памирский, Иркутский и Чуйский ИКСЫ. Назовите ИКС.

Ответы: 1. АН. 2. Тракт.

Комментарии: В 1947 г. выпустили АН-2 («кукурузник»), первый самолет из серии АН; а у нас с вами антракт.

====================================================================

Почти такой же подход используют авторы вопросов и к «Блицам», только на сей раз вместо двух вопросов задается три, и даётся всего по 20 секунд на обсуждения каждого из них. Ответы опять-таки пишутся на одной ответной карточке и сдаются по окончании 1 минуты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: