Герхард Фоллмер (р. 1943)

Главное сочинение = «Эволюционная теория познания». Гипотетический проективный реализм.

1. Познание = адекватная реконструкция внешних структур в субъекте. Не отражение (как у эмпириков), а взаимодействие S и О.

2. Субъективные и объективные структуры соответствуют друг другу («подходят») - эволюционная теория.

3. Познание является полезным, оно повышает шансы репродукции, приспособляемость организмов. Внутренняя реконструкция не всегда корректна, но имеется согласование между миром и знанием. («О безьяна, которая не имеет реального восприятия ветки, вскоре стала бы мертвой обезьяной»). Частичная изоморфия. Соотношение между реальностью и познанием можно разъяснить с помощью модели проекции. (Если объект проецируется на экран, то структура изображения зависит от: а) структуры предмета, вида проекции, б) структуры воспринимающего экрана (наших чувств. органов).

4. Биологически – эволюция есть процесс мутаций и селекции, теоретико-познавательно – процесс предположений и опровержений.

5. Научное познание не совпадает с опытным познанием. Научное по-

знание не обусловлено генетически («было бы бессмысленно искать биолог. корни теории относительности»). В создании гипотез мы свободны и должны соблюдать правила: недопущения логических противоречий, бритвы Оккама и т.п.

6. Мезокосмос: мир, к которому приспособился наш познавательный аппарат (мир средних размеров) = лишь срез, часть действительного мира. Наша «когнитивная ниша». Т.е. наши возможности наглядного восприятия могут нам отказывать (напр., неевклидовы геометрии). Поэтому наглядность не является условием истины.

7. Раз познание = проекция, то мы пытаемся восстановить начальную информацию, начальный объект. Но все знание является ГИПОТЕТИЧЕСКИМ. «Проективная теория познания».

К.Р.Поппер (1902-1994)

От фальсификации к поиску лучшей теории =эволюция знания и науки.

1. Специфически человеческая способность познавать, как и способность производить научное знание, является результатами естественного отбора. Априоризм интеллектуальных функций проявляется как генетический априоризм: функций врожденны, и они являются условиями познания действительности.

2. Эволюция научного знания представляет собой эволюцию в направлении построения все лучших и лучших теорий. Это - дарвинистский процесс. Теории становятся лучше приспособленными благодаря естественному отбору. Они дают нам все лучшую информацию о действительности. (Они все больше и больше приближаются к истине.)

Мы всегда стоим лицом к лицу с практическими проблемами, а из них иногда вырастают теоретические проблемы, т.к. пытаясь решить некоторые из наших проблем, мы строим те или иные теории. В науке эти теории являются высоко конкурентными. Мы критически обсуждаем их; мы проверяем их и элиминируем те из них, которые хуже решают наши проблемы, так что только наиболее приспособленные теории выживают в этой борьбе. Именно так растет наука.

Однако даже лучшие теории - всегда наше собственное изобретение. Они полны ошибок. Проверяя наши теории, мы ищем слабые места теорий. В этом состоит критический метод. Эволюцию теорий мы можем суммарно изобразить следующей схемой:

P1 -> ТТ -> ЕЕ -> Р2.

Проблема (P1) порождает попытки решить ее с помощью пробных теорий (tentative theories) (ТТ). Эти теории подвергаются критическому процессу устранения ошибок (error elimination) ЕЕ. Выявленные ошибки порождают новые проблемы Р2. Расстояние между старой и новой проблемой указывает

на достигнутый прогресс.

Этот взгляд на прогресс науки очень напоминает взгляд Дарвина на естественный отбор путем устранения неприспособленных - ход эволюции представляет собой процесс проб и ошибок. Так же действует и наука - путем проб (создания теорий) и устранения ошибок.

Можно сказать: от амебы до Эйнштейна всего лишь один шаг. Оба действуют методом предположительных проб (ТТ) и устранения ошибок (ЕЕ). В чем же разница между ними? Главная разница между амебой и Эйнштейном не в способности производить пробные теории ТТ, а в ЕЕ, то есть в способе устранения ошибок.

Амеба не осознает процесса устранения ошибок. Основные ошибки амебы устраняются путем устранения амебы: это и есть естественный отбор. В противоположность амебе Эйнштейн осознает необходимость ЕЕ: он критикует свои теории, подвергая их суровой проверке. Что позволило Эйнштейну пойти дальше амебы?

Ученому-человеку, такому как Эйнштейн, позволяет идти дальше амебы владение специфически человеческим языком.

В то время как теории, вырабатываемые амебой, составляют часть ее организма, Эйнштейн мог формулировать свои теории на языке; в случае надобности - на письменном языке. Таким путем он смог вывести свои теории из своего организма. Это дало ему возможность смотреть на теорию как на объект, спрашивать себя, может ли она быть истинной и устранить ее, если выяснится, что она не выдерживает критики.

3 стадии развития языка (в зависимости от биологической функции):

А) экспрессивная функция - внешнее выражение внутреннего состояния организма с помощью определенных звуков или жестов.

Б) сигнальная функция ( функция запуска).

В) дескриптивная (репрезентативная) функция (только человеческий язык). Новое: человеческий язык может передавать информацию о ситуации, которая может даже не существовать. Язык танцев у пчел похож на дескриптное употребление языка: своим танцем пчелы могут передавать информацию о направлении и расстоянии от улья до места, где можно найти пищу, и о характере этой пищи. Различие: дескриптная информация, передаваемая пчелой, составляет часть сигнала, адресованного другим пчелам; ее основная функция - побудить пчел к действию, полезному здесь и сейчас. Информация, передаваемая человеком, может и не быть полезной сейчас. Она может вообще не быть полезной или стать полезной через много лет и совсем в др. ситуации. И менно дескриптивная функция делает возможным критическое мышление.

Существует обратная связь между языком и разумом. Язык работает как прожектор: как прожектор выхватывает из темноты самолет, язык может «поставить в фокус» некоторые аспекты реальности. Поэтому язык не только взаимодействует с нашим разумом, он помогает нам увидеть вещи и возможности, которых без него мы никогда бы не могли увидеть. Самые ранние изобретения, такие как разжигание огня и изобретение колеса стали возможны благодаря отождествлению весьма несходных ситуаций. Без языка можно отождествить только биологические ситуации, на которые мы реагируем одинаковым образом (пища, опасность и т. п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: