Главные характеристики современной постклассической науки

В современную эпоху, мы являемся свидетелями новых радикальных изменений в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука.

На характер научно деятельности влияют такие факторы как:

q Интенсивное применение научных знаний практически во всех сфе-рах социальной жизни,

q революция в средствах хранения и получения знаний (компьютери-

зация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства и т.д.),

Ориентация современной науки на исследование сложных исторически развивающихся систем существенно перестраивает идеалы и нормы исследовательской деятельности:

q предполагают широкое применение особых способов описания и предсказания состояний системы — построение сценариев возможных линий развития системы в точках бифуркации.

q С идеалом строения теории как дедуктивной системы все больше конкурируют теоретические описания, основанные на применении метода апроксимации, теоретические схемы, использующие компьютерные программы, и т.д.

q В естествознание начинает все шире внедряться идеал исторической реконструкции, которая выступает особым типом теоретического знания, ранее применявшимся преимущественно в гуманитарных науках (истории, археологии, историческом языкознании и т.д.). Образцы исторических реконструкций можно обнаружить и в современной космологии и астрофизике: современные модели, описывающие развитие Метагалактики.

q Изменяются представления и о стратегиях эмпирического исследования. Для уникальных развивающихся систем требуется особая стратегия экспериментального исследования. Их эмпирический анализ осуществляется чаще всего методом вычислительного эксперимента на ЭВМ, что позволяет выявить разнообразие возможных структур, которые способна породить система.

q Трансформируется идеал ценностно нейтрального исследования. Объективно истинное объяснение и описание предполагает включение ценностны факторов в состав объясняющих положений. Возникает необходимость экспликации внутри научных ценностей (поиск истины, рост знаний) с вне научными ценностями обще социального характера. Исследователю приходится решать ряд проблем этического характера, определяя границы возможного вмешательства в объект. Внутренняя этика науки, стимулирующая поиск истины и ориентацию на приращение нового знания, постоянно соотносится в этих условиях с общегуманистическими принципами и ценностями.

Развитие всех этих новых методологических установок и представлений об исследуемых объектах приводит к существенной модернизации философских оснований науки:

q Научное познание начинает рассматриваться в контексте социальных условий его бытия и его социальных последствий как особая часть жизни общества, детерминируемая на каждом этапе своего развития общим состоянием культуры данной исторической эпохи, ее ценностными ориентациями и мировоззренческими установками.

q Осмысливается историческая изменчивость идеалов и норм познания. Соответственно развивается и обогащается содержание категорий «теория», «метод», «факт», «обоснование», «объяснение» и т.п.

q В онтологической составляющей философских оснований науки начинает доминировать “категориальная матрица ”, обеспечивающая понимание и познание развивающихся объектов.

q Возникают новые понимания категорий пространства и времени (учет исторического времени системы, иерархии пространственно-временных форм), категорий возможности и действительности (идея множества потенциально возможных линий развития в точках бифуркации), категории детерминации (предшествующая история определяет избирательное реагирование системы на внешние воздействия) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: