Становление есть противоречивое единство процессов дифференциации и интеграции. Причем углубляющаяся дифференциация соответственно усиливает и их интеграцию.
Наряду с дисциплинарными исследованиями на передний план все более выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности. Специфику современной науки определяют комплексные исследовательские программы, которые порождаютособую ситуацию сращивания теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний. Все чаще изменения протекают не столько под влиянием внутридисциплинарных факторов, ско-лько путем «парадигмальной прививки» идей, транслируемых из других наук. Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием.
Но, утверждать, что дисциплинарная наука исчезает неправомерно:
1. во-первых, различные области знания имеют свою специфику, не редуцируемую друг к другу.
2. во-вторых, дисциплинарная организация науки определяется не только особенностями различных предметов исследования, но и возможностями формирования субъектов научной деятельности, наличием определенных границ “ информационной вместимости ” субъекта.
Интенсификация связей между различными дисциплинами и возрастание роли междисциплинарных затрагивает и институциональные аспекты современной науки.
В аспекте связи процессов дифференциации и интеграции роль междисциплинарности глубоко противоречива. С одной стороны, она углубляет дифференциацию, ведет к образованию новых областей исследования и даже новых дисциплин на «стыке наук». С другой стороны, это ведущий фактор интеграции современной науки.
Классификация форм междисциплинарности:
Мультидисциплинарность - форма комплексного исследования реальных (эмпирических) объектов средствами различных дисциплин, в котором нередко остаются «за кадром», то есть не учитываются ни проблемы внутреннего строения этих объектов, ни их связей друг с другом, или же они рассматриваются только как один из аспектов комплексного исследования наряду с другими. Подобной дисциплине присущ, как правило, описательный характер и обозначается она не как …логия, а как …ведение.
Полидисциплинарность Исследования этого типа могут вести к открытию надсистем или подсистем. Если эти системы являются линейными, или могут быть представлены как линейные, то их исследование, может быть обозначено как полидисциплинарное. Полидисциплинарными являются метеорология, океанология и т.п., поскольку образующие их системы могут быть представлены в линейном или квазилинейном приближении.
Ко-дисциплинарность - исследования, связанные с открытием нового класса эмпирических объектов, в т.ч. “аномалий. Как правило, вводимые в этих исследованиях объекты образуют класс новых, неизвестных ранее производных теоретических объектов.
Трансдисциплинарность. Теоретические объекты одной фундаментальной дисциплины интерпретируются как производные теоретические объекты другой. Речь не идет о сведении объектов одной дисциплины к объектам другой. В современной науке смещение «переднего края» исследований в первую очередь происходит именно благодаря трансдисциплинарности. При этом взаимодействующие дисциплины сохраняют свою самостоятельность. На их «стыке» формируется новая, междисциплинарная по своей природе дисциплина.
Синдисциплинарность представляет собой чертах феномен постклассической науки и связана с переходом от исследований линейных систем к исследованию сложных, нелинейных, иерархических систем (в особенности больших систем).