Бродель говорит о трех временных шкалах и о временном пристрастии

1. Шкала географического времени - эпохи или зоны.

2. Шкала социального времени - история государств или цивилизаций.

3. Шкала индивидуального времени - история событий в жизни того или иного человека.

Отсюда возникает временное пристрастие - одно общество живет прошлым, другое может быть поглощено будущим. Каждая культура и личность мыслит в терминах временных горизонтов. Такое мышление - источник социальных и экономических трений, но оно же и придает специфику социальному познанию. Причем такое положение применимо не только к обществу, оно в полной мере характерно и для индивидуального человеческого существования.

Время конструируется посредством простого сложения последовате-льных моментов, или конструируется непрерывным течением одного момента. Поэтому мы и определяем величину времени длиной проведенной линии.

Бергсон при характеристике такого свойства времени как длительность

использует две модели:

qОдна модель – это моток ниток, непрерывный поток длящихся процессов.

qДругая модель – это нитка, на которой нанизаны бусы. Здесь тоже непрерывность, но над бусами возможно осуществлять операцию счета, отделять внутри ожерелья одну бусинку от другой.

Для познания сути времени и использования этой категории следует вводить метрику. Процедура деления такого непрерывного потока, коим является время, необходима для сопоставления времени с числом, с величиной. При этом необходимо учитывать, что величина – это ограниченное количество.

Для характеристики представлений об историческом времени, обратимся к каталогизации концептов времени, которая обсуждалась на Международном конгрессе исторических наук (Мадрид, 1999). На этом конгрессе рассматривалась тема «Концепт времени в европейских и азиатских работах по истории». Речь идет о внимании к методологии исторической науки.

В работе секции конгресса было выделено 11 концептов.

1. «Пульсирующее время». Это понятие фигурирует в античной мифологии и в античных рассуждениях об истории.

2. «Циклическое время» – характерно для древнегреческой и римской культуры, а также культуры средневековой Европы.

3. Ньютоновское линейное время, моделью которого является прямая линия, не имеющая начала и конца.

4. Христианское линейное время, символизируемое прямой линией, имеющей начало и конец.

5. Линейной время, идущее в направлении улучшения и прогресса, символизируемое прямой линией, идущей вверх.

6. Линейное время, идущее в направлении регресса, символизируемое прямой линией, идущей вниз.

7. Время как последовательность точек – в исламской историографии.

8. «Спиральное время» – в наиболее полной форме представлено в сочинениях Дж. Вико (1668–1744), О. Шпенглера (1880–1936) и Х. Ортега-и-Гассета (1883–1955).

9. «Летописное время», или «время анналов», или «время анналистов»: описываемое событие подается как происшедшее в какой-то момент, или в «точке» времени, вопрос о предшествующем и последующем не ставится.

10. «Время хроник», или «время хрониста»: описываемое событие подается как «эшелонированное в глубину», у него есть предыстория и ретроспектива, которая также описывается.

11. Собственно «историческое время», или «время историка»: событие подается как имеющее предысторию и последующую историю.

Последовательность расположения указанных выше видов концептов не является исторической. В этом своеобразном «наборе» видов концептов фиксируется, прежде всего, многообразие самих концептов, их специфика. В том или ином историческом периоде могли использоваться различные концепты времени.

Жизнедеятельность человека в физическом времени – это не просто протекание во времени одного из природных процессов, подобного другим, скажем физическим или химическим процессам. Было введено представление об экзистенции (данное понятие использовал еще Аристотель).

Время являлось особой ценностью в поле этических феноменов:

q Еще Сенека, писал, что «друзья – враги времени». Время тем самым рассматривается как большая ценность, и им следует дорожить.

q Августин Аврелий в этическом плане подчеркивал, что одно из свойств времени особенно мучительно и тяжело переживается человеком – это не просто быстротечность, а неповторимость любой минуты, любого мгновения времени. При рассмотрении необратимости Августин соотносил это свойство с фактом наличия в деятельности человека повторяемости отдельных приемов, операций.

q В трактате «Домострой» Альберти пишет, что всякое время не будет потерянным, которое ты употребишь на то, чтобы поступать лучше, быть образованнее, т.е. быть приятнее и полезнее людям благодаря наилучшим добродетелям. Время у Альберти характеризуется как важнейший фактор земного бытия, и его использование приобретает моральный смысл. Во времени реализуется свобода воли, направленная к самосовершенствованию человека и активному утверждению его во внешнем мире. Время перестает быть исключительной прерогативой бога и переходит во власть человека. Кроме того, сама сущность времени трактуется Альберти как вещь.

q Гонорий Августодунский (XII в.) выделяет до крайности дробные доли часа: он состоит из 4 «пунктов», 10 «минут», 15 «частей», 40 «моментов», 60 «знамений» и 22560 «атомов». «Пределом всякой вещи» является час».

Что касается времени в современной психологии, используется представление об «индивидуальной минуте», доказано, что внешнее физическое время воспринимается отдельными людьми по-разному, индивидуально. Это индивидуальное восприятие зависит от физиологического состояния человека (в состоянии подавленности или в состоянии бодрости, как правило, люди по-разному ведут «внутренний счет» минутам). События, протекающие во внешнем времени, могут быть эмоционально окрашенными: счастливые

минуты «бегут», а тяжелые тянутся мучительно долго.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: