Философские проблемы социальной работы

Как система научных знаний социальная работа неизбежно состоит их двух взаимно обусловливающих друг друга разделов:

1) теоретико-методологический раздел включает в себя методологические основы познания, законы, строгий общий категориальный аппарат и т.д.;

2) прикладной раздел сообщает сведения практического применения общих теоретических положений к непосредственной социальной работе.

Философия связана с практической работой опосредованно, через теоретико-методологический «блок». Социальный работник в любой из сфер своей деятельности связан с человеком и социальными группами и т.д. В строгом смысле его деятельность направлена на совершенствование человеческих отношений. Именно через развитие идеи гуманизма мы склонны рассматривать связь социальной работы с философской проблематикой, хотя, естественно, не исключаем и наличие многих других «выходов» социальной работы на систему философского знания.

Философия обсуждает проблем человека, смысла его жизни и деяте-льности, его отношения к другим людям, коллективу и природе, его общественной активности и т.п. В различных культурах и эпохах, течениях и философских школах, хотя и по-разному, но в то же время отчетливо, проявлялся и реализовывался общечеловеческий смысл философских исканий:

qв конфуцианстве одной из высших ценностей почитается гуманность, милосердие, выдвигается идея о том, что человек «любит не только своих близких», что он готов перенести ради других любые муки.

qГуманистические идеи человека как самой высокой ценности и высшей цели, сформулированные еще античными философами, затем развивались вместе с общественным прогрессом в средние века и в новое время, а также получили широкое распространение и разработку как в русской, так и в зарубежной современной социальной философии.

Существует такой раздел философии как социальная философия, в которой осмысливаются общественные отношения, как материального, так и духовного порядка, вопросы культуры и общественного сознания. В современных науках реализовывались идеи:

q от интенсификации проблем обучения и воспитания до создания теории перестройки гипофиза человека ради достижения определенной цели,

q от создания программ оптимального развития человека как субъекта исторического процесса до попыток перестроить генетическую природу человека, чтобы "сломать" биологическую неполноценность и вложить целесообразный набор потребностей, инстинктов, влечений и тем самым решить все социальные задачи.

Теория общественного сознания обусловливает в какой-то степени направление научных исследований и в теории социальной работы, в частности, способствует выработке гипотезы научных исследований в отдельных сферах социальной практики, раскрытию сущности социальных процессов, поиску теоретического основания для имеющихся эмпирических фактов.

Что такое человеческая личность и каковы ее место и роль в общественной жизни, ее истории? В чем смысл человеческой жизни? И т.д. Проблемы, которые встали перед человечеством не вчера и сегодня, а обсуждаются в истории философии на протяжении многих веков.

Таким образом, философия социальной работы сводится, прежде всего, к проблеме человека, его сущности, осознанно-смысловым аспектам, Через обсуждение этих проблем мы неизбежно приходим к необходимости ознакомиться со многими другими сторонами общественной жизни, а именно: культурой, искусством, моралью, правом, политикой, религией, идеологией, т.е. с фундаментальными проблемами социальной философии.

Мы согласны с мнением В.Н. Ярской, что концептуальный аппарат философии социальной работы должен содержать и обсуждать универсальные категории культуры и формы мышления. В философской концепции социальной работы самым трудным является определение конкретной структуры социума и культуры, в которую должен вписаться феномен социальной работы и каковы механизмы получения им статуса социального института.

Для теории и практики социальной работы чрезвычайно важно понимать значение гносеологических, теоретико-познавательных вопросов, так или иначе общезначимых в системе философского знания. Метод связан с практикой и теорией и важен для процесса усвоения различных теорий социальной работы:

q системной, динамической практики используются и различные методы для решения проблем клиента, например групповая терапия, кризисная терапия, ролевая игра и т.п..

Важным в практике социальной работы является знание анализа и син-теза, индукции и дедукции, гипотез и места интуиции в познании. Принимая во внимание тот факт, что социальная работа существует в виде профессиональной и непрофессиональной деятельности, необходимо повысить значимость изучения философской проблемы как эмпирический и теоретический, научный и обыденный уровни познания.

Философские науки и социальная работа. Кроме философии важным является включение в учебный процесс подготовки социальных работников и ряда философских дисциплин, например логики, эстетики и этики.

Основные категории этики - добро и зло, благо, долг, ответственность и другие имеют в социальной работе два значения. С одной стороны, как категории, описывающие определенные отношения, складывающиеся в группе или обществе, с другой - как отношение личности к самой себе, другим людям, различным социальным процессам. Неадекватность восприятия и истолкования этих категорий часто приводит к конфликтам как на уровне личности, так и – общества. В теории и практике социальной работы этические категории тесно связаны с проблемой насилия.

Таким образом, философия является методологической основой социальной работы как учебной дисциплины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: