Философия языка и современное языкознание

При этом на протяжении более двух тысяч лет европейской традиции исследований языка философские и эмпирические теории языка не имели строгого и лишь в последние два столетия различия в подходах оформляются в самостоятельные области исследования как в рамках философии, так и в позитивной науке. Можно выделить несколько абстракций языка, применяемых:

1. в логике;

2. в аналитической философии;

3. в филологии и герменевтике;

4. в структурализме;

5. в семиотике;

6. в лингвистике

1. Главное различие между лингвистикой и логикой состоит в том, что предмет исследования в лингвистике - естественные языки, тогда как логика заинтересована формальными языками. Используемые в логике и в лингвистике абстракции языка различаются тем, что логика применяет метод идеализации, а лингвистика эмпирически описывает естественные языки, не используя идеализации.

2. В аналитической традиции объявляется объектом некий «обыденный язык», известный всем, в том числе и философам, для чего философ вынужден играть языковую роль «человека с улицы», нарочито коряво строящего предложения. Для легитимации этого положения привлекается аргумент невозмо-жности индивидуального языка (являющийся предметом одной из самых широких дискуссий в аналитической философии с 60-х годов по наши дни). Лингвистика на определенном этапе также не избежала этого соблазна, но уже с 50-х годов он оказался практически полностью отброшен. Аналитические теории коммуникационного намерения, концентрирующиеся на употреблении выражений в речевых ситуациях, также, как правило, разделяют эту абстракцию объекта.

3. Другое направление философских исследований языка - герменевтика - впадает в противоположную крайность, рассматривая в качестве своего объекта язык как не столько лингвистическую, сколько филологическую абстракцию, совокупность литературных текстов. Идеализация здесь носит характер метафоры. Поэтому герменевтика остается на удалении от эмпирической теории языка, как и аналитическая философия.

4. Структурализм. Истоки этого философского течения принадлежат методологии специальной теории языка - соссюровской лингвистики, согласно которой возможно вневременное изучение системы языка, основанное на отношениях, а не на индивидуальности элементов или их материальности.

5. Специфика абстракции языка, используемой в семиотике, связана с акцентом на знаковой природе языка. При этом понимание языка как знаковой системы не свойственно исключительно семиотике; с этим согласны, вообще говоря, все теории языка. Но именно семиотика исходит из допущения, что все свойства языка могут быть объяснены через свойства знака. Основатели семиотики, философы Ч.С. Пирс и Ч.У. Моррис. В их подходах к проблеме обнаруживаются различные эпистемологические установки (неокантианская и бихевиористская).

6. Лингвистическая абстракция имеет множество трактовок.

От Платона до Гумбольдта теории языка не разделялись на философию языка и лингвистику. С классической древности до конца XVIII в. лингвистика не была отделена от логики и ее предметом считались единые общечеловеческиеспособы выражения мысли. Обособление лингвистики произошло в XIX в. и связано с выработкой эволюционного взгляда на язык, предмет лингвистики - различные языки в их истории.

В ходе развития лингвистических учений можно выделить следующие главные направления, последовательно сменявшие друг друга в качестве доминирующих: логическое, сравнительно-историческое, структурное и конструктивное.

Логическое. Анализ языка выступает на этом этапе одним из средств логики; язык рассматривается как средство формирования и выражения мысли. Отсюда следует отождествление логических и языковых категорий, восходящее к Аристотелю и наиболее полно воплощенное в картезианских грамматиках. Язык рассматривается лишь с точки зрения его функционирования как данная и неизменная система средств общения и выражения мысли.

Сравнительно- историческое направление. Идеи Канта, в которых разум признается активным на всем протяжении процесса познания переносятся на область языка И. Гердером и В. фон Гумбольдтом, которые подчеркнули, что язык есть, прежде всего,, «созидающий процесс», а не только результат этого процесса. Положение Гумбольдта о том, что язык есть не продукт деятельности (ergon), а сама деятельность (energeia), было направлено против представлений о языке как о механизме. Он рассматривал каждый язык как самодовлеющую систему, не готовую, а вечно и непрерывно создаваемую, как деятельность, выражающую «глубинный дух народа». Одним из важнейших следствий такого подхода оказалось осознание того факта, что каждый язык имеет свои особенности, отличающие его от других языков, и эти особенности познаются в сравнении. Это привело к возникновению сравнительно-исторического языкознания. Другим следствием подхода стало усвоение системных представлений - язык как система.

Наиболее последовательное развитие системного языкознания приводит к формированию структурализма. По-иному стали изучаться связи языка с коллективным и индивидуальным сознанием. Появляется Герменевтика. Эпистемологический подход был развит неокантианцами. У Э. Кассирера появляются понятия "символических функций" и "символических форм" - разнообразных сфер культуры (язык, миф, религия, искусство, наука), несводимых друг к другу. Язык здесь является символической системой. Неокантианская позиция Нельсона Гудмена предполагает, что действительность не скрыта от нас. Однако систематически постигать ее можно не одним, но множеством способов.

На первый план в философии языка окончательно выходит проблема значения, появляются прагматические, бихевиористские, аналитические теории значения. (С. Крипке, Х. Патнэм, К. Доннелан, Р. Бойд, Г. Эванс и др.)

Конструктивные модели помещают в центр своего внимания не факт, а процесс установления связи между знаком и его референтом. Н. Хомским была предпринята попытка реализовать конструктивные методологические принципы, почерпнутые у Куайна и Гудмена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: