Рекомендательный библиографический список

1. Беляев Б.В. Очерки психологии обучения иностранным языкам. М., 1965. C. 136–139.

2. Васильев В.А. Обучение английскому произношению в средней школе. М., 1974. C. 5–7.

3. Гез Н.И., Ляховицкий А.А., Миролюбов и др. Методика обучения иностранному языку в средней школе. М., 1982. С. 159–162.

4. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам. М., 1991. C. 67–74.

5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2002. C. 64–80.

Практическое занятие 5. Формирование лексических навыков речи

Лексический навык – способность автоматизированно вызывать из долговременной памяти слово, словосочетание или фразу, соответствующие коммуникативному заданию (потребностям общения).

Цель семинара

– расширить знания студентов о психологических и методических предпосылках успешного овладения лексическими навыками и проанализировать содержание обучения лексическим навыкам речи.

Задачи

к концу семинара студенты будут знать:

– речевые механизмы на разных стадиях усвоения иноязычных слов;

– основные этапы работы над лексическим материалом;

– способы ознакомления, закрепления и активизации лексики;

уметь:

– определять основные характеристики лексических навыков речи;

– анализировать и комментировать современные методические концепции формирования лексических навыков речи.

План семинара

1. Анализ различных методических концепций о предпосылках успешного овладения лексическими навыками речи.

2. Структура лексического навыка речи.

3. Содержание обучения лексическим навыкам речи.

Вопросы для обсуждения

1. Что определяет и регулирует употребление слов? Охарактеризуйте особые речевые механизмы на разных стадиях усвоения иноязычных слов.

2. Выделите схожие мысли и идеи в статьях Г.В. Роговой, П.Б. Гурвича и Э.И. Соловцевой. Как происходит формирование связей иноязычного слова?

3. Для чего нужно знать психологические основы обучения лексике иностранного языка? Прокомментируйте схему общей структуры слова.

4. Каковы основные этапы работы над лексическим материалом? Какие упражнения рекомендуются для сформирования лексических навыков речи?

5. Определите возможные пути решения проблемы отбора и организации лексических единиц. По каким принципам они отбираются?

6. Какие две основные стадии работы предусматриваются при усвоении лексической стороны речи?

7. Охарактеризуйте структуру и функциональную сущность лексического навыка.

8. Определите роль связей слова для осуществления иноязычного общения (формальные, ассоциативные, парадигматические, синтагматические и личностно-смысловые связи). Какую роль играют эти связи в процессе функционального обучения иноязычной лексике?

9. Охарактеризуйте функциональную стратегию организации процесса формирования лексических навыков. Определите необходимые условия их формирования.

10. Как презентовать лексику с помощью функционально-смысловых таблиц? Определите структуру и содержание ФСТ.

11. Приведите примеры лексических уроков. Охарактеризуйте комплекс условно-речевых упражнений. Как происходит фокусирование обсуждаемых проблем на личность учащихся?

Объясните термины

Лексические единицы, активный лексический минимум, пассивный лексический минимум, потенциальный словарь учащихся, семантизация лексических единиц, толкование, дефиниция, лексический навык.

Рекомендательный библиографический список

1. Беляев Б.В. Очерки психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965.

2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2002. C. 86–101.

3. Рогова Г.В., Гурвич П.Б. Некоторые вопросы обучения иностранному словоупотреблению в свете психофизиологии речи // ИЯШ. 1965. № 5.

4. Гез Н.И., Леховицкий Н.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1982.

5. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Изд-во МГУ, 1986.

6. Пассов Е.И., Соловцова Э.Н. Bызов слова: механизмы и следствия: Сб. науч. тр. Воронеж, 1981. C. 58–66.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: