Практическое занятие 2. Роль и место методов обучения в преподавании иностранных языков

Метод преподавания – базисная категория методики, понимание которой оказывает существенное влияние на трактовку других терминов и понятий. Этот термин имеет несколько значений как в отечественной, так и в зарубежной методике. В методике преподавания иностранных языков термин «метод» имеет более узкое значение: обобщенная модель обучения, основанная на одном из направлений и опирающаяся на конкретные подходы, типичные для данного направления. Для этой модели характерно использование определенного учебного материала, набора приемов обучения и способов взаимодействия учителя и учащихся.

Цель семинара

– сформировать основные методические понятия: подход, метод, прием, теория бихевиоризма, когнитивизма и т.д. Определить роль и место подходов обучения иностранному языку в истории развития методики.

Задачи

к концу занятия студенты будут знать:

– основные принципы и характеристики методов обучения иностранному языку;

– классификацию методов обучения;

– содержание коммуникативности в обучении иностранному языку;

уметь:

– определять основные принципы и содержание методов обучения иностранному языку;

– сравнивать докоммуникативные и коммуникативные методы;

– анализировать типичные задания для различных методов обучения.

План семинара

1. Теории обучения иностранным языкам. Влияние натурального подхода на развитие коммуникативного метода в обучении иностранному языку.

2. Основные принципы и характеристики коммуникативного подхода.

Вопросы для обсуждения

1. Соотнесите определения и термины:

1. Подход. Действия и операции учителя, цель которых – передать знания, формировать умения и навыки, стимулировать учебную деятельность.

2. Метод. Реализация ведущей доминирующей цели, обучение на практике в виде определенной стратегии и с помощью того или иного метода обучения.

3. Прием. Обобщенная модель обучения, основанная на одном из направлений и опирающаяся на конкретные подходы, типичные для данного направления.

2. Дайте определение бихевиористской теории обучения иностранному языку, охарактеризуйте основные принципы, достоинства и недостатки.

3. Охарактеризуйте когнитивный подход к обучению, проанализируйте положение когнитивной теории обучения.

4. Какие положения бихевиористской теории заложены в аудиолингвальном методе?

5. Как положения когнитивной теории реализуются в грамматикопереводном методе?

6. Определите характерные черты и теоретические положения натурального подхода Крашена. Как этот подход повлиял на развитие коммуникативного метода в обучении иностранному языку?

7. Охарактеризуйте основные признаки и методическую значимость коммуникативного метода.

8. Что понимается под коммуникативностью?

9. Охарактеризуйте основные компоненты коммуникативности:

a) речевая направленность;

b) индивидуализация;

c) функциональность;

d) ситуативность;

e) принцип новизны.

10. Как происходит формирование умений в рамках коммуникативной ситуации? Почему необходим тщательный отбор коммуникативных ситуаций?

11. Перечислите наиболее типичные задания в рамках коммуникативного подхода, охарактеризуйте роль учителя и ученика, режимы взаимодействия на уроке.

Объясните термины

Бихевиоризм, когнитивизм, метод, подход, прием, коммуникативный метод, коммуникативность, коммуникативная ситуация, коммуникативные задания, аудиолингвальный метод, речевая направленность, ситуативность.

Рекомендательный библиографический список

1. Вайсбурд М.М. Методы обучения. Выбор за Вами // ИЯШ. 2000. № 2. С. 29–34.

2. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский словарь методических терминов. СПб., 2001. С. 20–61.

3. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку. М., 2001. С. 12–23.

4. Миролюбов А.А. Натуральный метод // ИЯШ. 2002. № 5. С. 26–28.

5. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991.

6. Шейлз Д. Коммуникативность в обучении современным языкам // Совет Европы, 1995. С. 1–6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: