Рекомендательный библиографический список

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку. М.: Арктил, 2000. C. 111–114.

2. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку. М., 2001. C. 4–12.

3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2002. С. 36–63.

Практическое занятие 4. Формирование фонетических навыков речи

Комплексность речевого навыка подразумевает способность производить автоматизированно не только лексические или грамматические операции, но одновременно и двигательные. Двигательные операции обслуживают произношение, поэтому есть основание говорить о произносительных навыках как о компонентах речевых навыков.

Цель семинара

– расширить знания студентов о психологических и методических предпосылках успешного овладения иноязычным произношением и проанализировать содержание обучения произносительной стороне речи.

Задачи

к концу семинара студенты будут знать:

– психологические основы овладения иноязычным произношением;

– основные требования к произношению учеников;

– этапность в обучении произносительным навыкам;

уметь:

– определять основные характеристики фонетических навыков речи;

– определять приемы обучения фонетическим навыкам речи на раз-

личных этапах;

– анализировать и комментировать современные методические концепции формирования фонетических навыков речи.

План семинара

1. Анализ различных методических концепций о предпосылках успешного овладения иноязычным произношением.

2. Структура произносительного навыка речи.

3. Содержание обучения фонетическим навыкам речи.

Вопросы для обсуждения

1. Какова главная психологическая предпосылка успешного овладения иноязычными звуками? Каким звукам обучать труднее?

2. Запишите в виде тезисов и прокомментируйте положения, лежащие в основе работы над произношением.

3. Какие приемы работы над произношением предлагает Г.В. Рогова?

4. Охарактеризуйте основные требования к произношению учеников и основные критерии оценки произношения учащихся.

5. Почему возникла идея обучать аппроксимированному произношению в средней школе? С утверждением каких авторов вы согласны?

6. Какие действия совершает говорящий в общении и какова при этом роль интонации?

7. Можно ли учить изолированным звукам? Какие доводы приводят Н.И. Гез и Т.В. Рогова в пользу этого аргумента? Как современные психологи рекомендуют обучать звукам?

8. Охарактеризуйте техники исправления ошибок в произношении и оцените их целесообразность и эффективность.

9. Охарактеризуйте произносительный навык по физиологическим механизмам и составу, перечислите стадии процесса формирования произносительного навыка.

10. Почему при обучении произносительной стороне речи так важен фонематический слух? Проанализируйте и законспектируйте виды заданий, которые лежат в основе технологии формирования произносительных навыков.

Объясните термины

Фонематический слух, слухопроизносительные звуки, ритмико-интонационные навыки, аппроксимированное произношение, акустическое единство, артикуляторный подход, акустический подход, дифференцированный подход.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: