Социально-психологического знания

Цель занятия: проанализировать и систематизировать основные исторические предпосылки, а также специфические особенности становления социальной психологии в России и за рубежом.

Ключевые понятия: объект, предмет, методы, предпосылки, дискуссии.

Вопросы для обсуждения:

1. Исторические предпосылки оформления социальной психологии в самостоятельную науку.

2. Предмет и методы американской социальной психологии.

3. Предмет и методы западно-европейской социальной психологии.

4. Развитие социальной психологии в России.

& Список литературы

Базовый учебник:

Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. С. 11-19, 28-46.

Список основных источников:

1. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учеб. для студ. вузов / А. Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2004. - 336 с.

2. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / ред. Сухов А. Н., Деркач А. А. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. - 600 с.

3. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М.,2000. С. 26-38, 181-188, 313-324.

Дополнительный список источников:

Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Эксмо-пресс, 2001. С.11-43.

Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология. Хрестоматия. – М.: Аспект-пресс, 2002.

Оллпорт Г. Личность в психологии. – М.,1998. С.35-45. (периодизации развития социальной психологии как науки).

Руденский Е.В. Социальная психология. – Новосибирск, 1996.

Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.

Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1969.

Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – М.; СПб.,1998.

Тема 2. Предмет и методы социальной психологии

Цель занятия: сформировать представление о современном состоянии, задачах и методах социальной психологии

Ключевые понятия: предмет, разделы, задачи, методы, этические требования.

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет, состояние и основные разделы современной социальной психологии.

2. Методы исследования в социальной психологии.

3. Этика социально-психологических исследований.

& Список литературы

Базовый учебник:

Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. С.19-27, 47-66.

Список основных источников:

1. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учеб. для студ. вузов / А. Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2004. - 336 с.

2. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / ред. Сухов А. Н., Деркач А. А. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. - 600 с.

Дополнительный список источников:

Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Асademia, 2000. С.7-22.

Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Эксмо-пресс, 2001. С.43-53.

Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.,2001. С.18-60. (социальная психология и этика).

Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб; М.: ОЛМА-Пресс,2002. С.183-202. (этика)Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. – М.: Аспект-пресс, 2002.

Тема 3. Социально-психологическая характеристика личности

Цель занятия: сформировать представление о специфике рассмотрения личности в социальной психологии, этапах ее развития и основных характеристиках.

Ключевые понятия: личность, социализация, идентификация, подражание, роли и статусы, установки, аттитюды, диспозиции.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие личности в социальной психологии.

2. Социальное развитие личности: социализация (адаптация), индивидуализация, самоактуализация (интеграция).

3. Механизмы социализации.

4. Роли, статусы, установки и диспозиции личности.

& Список литературы

Базовый учебник:

Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. С.257-293.

Список основных источников:

1. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учеб. для студ. вузов / А. Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2004. - 336 с.

2. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / ред. Сухов А. Н., Деркач А. А. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. - 600 с.

Дополнительный список источников:

Айзенк Г, Айзенк М. Исследования человеческой психики. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С.452-473, 104-119, 431-452.

Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект-пресс, 2002.

Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.; М.: ОЛМА-Пресс, 2002.

Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М.,1986.

Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Эксмо-пресс, 2001. С.387-442.

Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. – М.,1993.

Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер,2000. С. 64-98.

Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. –СПб., 2001. С.167-207.

Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб.; М.: ОЛМА-Пресс, 2002. С.420-429.

Тема 4. Психология общения

Цель занятия: проанализировать различные подходы к пониманию категории «общение» в социальной психологии, охарактеризовать стороны, виды, уровни и функции общения.

Ключевые понятия: деятельность, общение, социальная перцепция, средства коммуникации, виды интеракций, вербальное и невербальное общение.

Вопросы для обсуждения:

1. Развитие понятия «общение» в концепциях А.А.Леонтьева, Б.Ф. Ломова, М.С. Кагана и А.М. Эткинда.

2. Структура общения (по Г.М. Андреевой): перцептивная, коммуникативная, интерактивная стороны.

3. Виды, уровни, функции общения.

& Список литературы

Базовый учебник:

Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. С.69-134.

Список основных источников:

1. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учеб. для студ. вузов / А. Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2004. - 336 с.

2. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / ред. Сухов А. Н., Деркач А. А. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. - 600 с.

Дополнительный список источников:

Айзенк Г., Айзенк М., Исследования человеческой психики. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С.29-46, 47-66.

Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.,2000.

Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Эксмо-пресс, 2001, С.54-169.

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.,1993.

Каган М.С., Эткинд А.М. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. 1988. №4.

Келли Г. Процесс каузальной атрибуции //Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М.,1984.

Леонтьев А.А. Психология общения. – Тарту,1974.

Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. – М.,1981.

Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб., 2001.С.106-166.

Панферов В.П. Классификация функций человека как субъекта общения // Психологический журнал. 1987. №4. С.51-60.

Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб.; М.: ОЛМА-Пресс,2002. С.274-288, 298-304.

Степанский В.И. Субъектность – предпосылка личностной формы общения // Вопросы психологии. 1991. №5. С.98-103.

Тема 5. Межличностное взаимодействие

Цель занятия: проанализировать специфические особенности субъектной и объектной позиций человека в различных типах межличностного взаимодействия, освоить основные принципы анализа транзакций.

Ключевые понятия: человек как субъект и как объект в межличностном взаимодействии, общение, коммуникация, управление, обслуживание, манипуляция, родитель, взрослый, ребенок, типы транзакций.

Вопросы для обсуждения:

1. Субъектная и объектная позиции человека в системе межличностного взаимодействия.

2. Формы межличностного взаимодействия (помимо общения).

3. Транзактный анализ. Типы транзакций.

& Список литературы

Базовый учебник:

Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004.

Список основных источников:

1. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учеб. для студ. вузов / А. Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2004. - 336 с.

2. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / ред. Сухов А. Н., Деркач А. А. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. - 600 с.

Дополнительный список источников:

Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии / Отв. ред. Б.Ф.Ломов. – М.,1981. С.218-241.

Айзенк Г., Айзенк М., Исследования человеческой психики. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С.12-28.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.; М.,1996. С.15-51.

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.,1987. С.68-74.

Тема 6. Межличностные отношения

Цель занятия: систематизировать знание о типах межличностных отношений, теориях альтруизма и психологии конфликта.

Ключевые понятия: межличностные отношения, просоциальное поведение, конфликт.

Вопросы для обсуждения:

1. Варианты межличностных отношений: влечение и близость, любовь, дружба, привязанность.

2. Теории альтруизма.

3. Конфликт: понятие, виды, характеристика. Стратегии поведения личности в конфликте.

& Список литературы

Базовый учебник:

Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004.

Список о сновных источников:

1. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учеб. для студ. вузов / А. Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2004. - 336 с.

2. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / ред. Сухов А. Н., Деркач А. А. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. - 600 с.

Дополнительный список источников:

Айзенк Г., Айзенк М., Исследования человеческой психики. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С.255-269.

Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Эксмо-пресс, 2001. С.170-226.

Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. – СПб.: Питер, 2003. С.261–309.

Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.,2001.

Келли Г., Тибо Дж. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости // Современная зарубежная социальная психология: Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой и др. – М.,1984. С.61-82.

Майерс Д. Социальная психология. – СПб.,2000. С.586-672.

Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб.; М.: ОЛМА-Пресс,2002. С.290-296, 471-478.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М.,1991.

Тема 7. Социальные группы

Цель занятия: рассмотреть основные характеристики социальных групп, охарактеризовать наиболее распространенные групповые феномены.

Ключевые понятия: группа, интеграция, дифференциация.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и основные характеристики социальных групп.

2. Классификации групп.

3. Структурные и динамические характеристики группы. Тенденции интеграции и дифференциации.

4. Отношения между малыми группами, их влияние на внутригрупповые процессы.

& Список литературы

Базовый учебник:

Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004.

Список основных источников:

1. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учеб. для студ. вузов / А. Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2004. - 336 с.

2. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / ред. Сухов А. Н., Деркач А. А. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. - 600 с.

Дополнительный список источников:

Агеев А.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: МГУ,1990.

Агеев А.С., Сыродеева А.А. Интегративные процессы в межгрупповом взаимодействии // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1987. №2.

Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.,2000.

Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Эксмо-пресс, 2001.

Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы. – СПб.: Питер, 2003.

Донцов А.И. Психология коллектива. – М.,1984.

Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск,1976.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. Теоретический и прикладной аспекты. – М.: МГУ,1991.

Майерс Д. Социальная психология. – СПб.,2000. С.354-397.

Тема 8. Личность в социальной группе

Цель занятия: раскрыть линии влияния группы на личность и личности на группу, проанализировать этапы групповой динамики, систематизировать знание о специфике рассмотрения феноменов руководства и лидерства.

Ключевые понятия: личность, группа, групповая динамика, лидерство, руководство, стили руководства.

Вопросы для обсуждения:

1. Личность и группа.

2. Групповая динамика и лидерство в группе.

3. Теории лидерства.

4. Стили руководства.

& Список литературы

Базовый учебник:

Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. С. 294-306.

Список основных источников:

1. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учеб. для студ. вузов / А. Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2004. - 336 с.

2. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / ред. Сухов А. Н., Деркач А. А. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. - 600 с.

Дополнительный список источников:

Келли Г. Две функции референтных групп // Современная зарубежная социальная психология: Тексты / Под ред. Г.М.Андреевой и др. – М.,1984. С.197-204.

Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. – Киев,1982.

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – СПб.,1996.

Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2000. С. 268-309.

Робер М.А., Тильман Ф. Групповая динамика. Руководство и лидерство в малых группах // Хрестоматия по социальной психологии. – М.,1994. С.152-155.

Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.,1988.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Изучение коммуникативных установок личности (с точки зрения «Эго-состояний» (по Э.Берну) и типов общения).

Литература: Ивашов А., Заика Е. Методика изучения коммуникативных установок // Вопросы психологии. 1991. №5.

Занятие 2. Изучение стратегий поведения личности в конфликте.

Литература: Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2000. С.631-672.

Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2002. С.418-420.

Занятие 3. 1. Составление социально-психологической характеристики малой группы.

2. Изучение положения субъекта в системе межличностных отношений.

Литература: Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина – Л., 1977.

Морено Д. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. –М., 1958.

Битянова М.Р. Социометрический метод в школьной практике // Школьный психолог. 1999. №5.

Занятие 4. 1. Изучение психологического климата в группе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: