Напорный гидротранспорт

Перемещение (транспортирование) различных твердых частиц потоком воды по трубам за счет перепада давления называется напорным гидротранспортом.

При турбулентном режиме движения потока гидросмеси в трубе твердые частицы в результате пульсации скоростей и давления участвуют в турбулентном перемешивании. Для поддержания твердых частиц во взвешенном состоянии и на преодоление сопротивления их движению затрачивается дополнительная механическая энергия по сравнению с обычным потоком жидкости.

Дополнительные потери удельной механической энергии ∆hw при движении гидросмеси обычно выражают в виде относительных удельных потерь (гидравлического уклона):

, (10.12)

где l — длина трубопровода, на котором дополнительные потери напора равны ∆ hw.

Относительные удельные потери механической энергии при гидротранспорте можно выразить следующей функциональной зависимостью:

i = f (V s, ρo, μo, ρт, d s, z, β, D, k, α, C o), (10.13)

где VS — средняя скорость гидросмеси; ρ0, μ0 — плотность и вязкость жидкости; ρт — плотность частичек транспортируемого материала; ds — диаметр частички; β, z — параметры, характеризующие форму частиц и гранулометрический состав транспортируемого материала; D — диаметр трубопровода; k — шероховатость трубопровода; α — угол наклона трубопровода; С 0 — объемная концентрация гидросмеси.

Для определения гидравлических потерь при транспортировании гидросмеси получило распространение следующее выражение:

i s = i o + ∆ i, (10.14)

где i 0 — гидравлический уклон при движении воды в трубе.

, (10.15)

где λ — коэффициент гидравлического трения.

При гидротранспорте абразивных материалов, например песка, происходит уменьшение первоначальной шероховатости труб, т.е. имеет место шлифовка их внутренней поверхности. В связи с этим было установлено, что при расчете напорного гидротранспорта при определении коэффициента λ следует использовать формулы для гидравлически гладких труб.

Наиболее подходящей формулой, как было установлено экспериментами, для вычисления λ является формула П. Конакова для гидравлически гладких труб при Re > 105 (4.100).

Потери напора в трубопроводе при движении гидросмесиhk=isl

hls = isl. (10.16)

На рис. 10.3 представлены кривые изменения is от средней скорости в трубе V и плотности гидросмеси. Несущая жидкость — вода.

Рис. 10.3. Зависимость гидравлического уклона от плотности потока и скорости

Кривая 0 — изменение гидравлического уклона в зависимости от скорости движения воды в трубе, кривые 1, 2, 3, 4 — при движении потока гидросмеси соответственно плотностью ρ s 1, ρ s 2, ρ s 3, ρ s 4.

Плотности гидросмеси, показанные на рисунке, представлены в возрастающем порядке: ρs4 > ρs2 > ρs2 > ρs1 > ρ0.

Минимальные гидравлические потери (гидравлический уклон) имеют место при средних скоростях, равных критической скорости V кр. При повышении плотности гидросмеси (концентрации) увеличиваются гидравлические потери и критическая скорость. Критическая скорость V кр является одним из основных параметров при определении гидравлических потерь в трубопроводе и оптимального режима перемещения гидросмеси.

В связи с этим наиболее достоверные зависимости по определению hws и V кр можно найти в результате экспериментальных исследований, в основу которых входят параметры, представленные выражением (10.13).

Получение теоретического решения для определения hws в связи со сложностью физического процесса перемещения частичек в потоке представляет собой весьма большие трудности. Имеющиеся теоретические формулы разных авторов не в полной степени соответствуют данным, полученным на основании экспериментальных исследований, выполненных на гидравлических стендах и в натурных условиях. Достаточно обширные экспериментальные исследования по гидротранспортированию однородных материалов были проведены Р. Дюраном в лаборатории в Гренобле. В качестве транспортируемых частиц использовался в основном однородный песок крупностью d = 0,2; 0,44 и 2,04 мм при диаметрах трубопровода D = 104; 150; 253; 380 и 406 мм. Трубы в опытах имели различную шероховатость k. Кроме песка в опытах применялись корундовый порошок, частички пластмассы и гравий крупностью до d =25 мм. Объемная концентрация гидросмеси изменялась до С 0 = 23%. Относительная плотность гидросмеси в экспериментах была в пределах =1,5 3,95.

Используя теорию размерности и результаты опытов, Р. Дюран для определения ∆ i предложил следующую зависимость:

(10.17)

В зависимости (10.17) коэффициент лобового сопротивления С φ характеризует размеры частиц (крупность) и форму частиц.

Критическая скорость по Дюрану

(10.18)

На основании исследований гидротранспорта разнородных песчаных и песчано-гравийных грунтов в трубах разных диаметров с различными концентрациями была предложена следующая формула для определения is:

(10.19)

где V 0 — средняя оптимальная скорость потока гидросмеси в трубе; V — фактическая средняя скорость гидросмеси в трубе.

Оптимальная скорость вычисляется по зависимости

, (10.20)

где a — поправочный коэффициент, зависящий от крупности частиц. В случае d 10 мм а =1. При d > 10 мм а = 1,05 1,9; Ψ*, — коэффициент транспортабельности, параметр, определяющий фракционный состав материала (грунта).

Для разнородного материала средневзвешенное значение коэффициента транспортабельности

(10.21)

где Ψ *i — коэффициент транспортабельности для определенной фракции грунта (материала) di, Pi — процентное содержание фракции di

Значения Ψ* i определяются в зависимости от фракции грунта по табл. 10.1.

Таблица 10.1 Значение функции Ψ *i от материала

Фракция грунта материала, Ψ *i Фракция грунта материала, мм Ψ *i
0,05-0,1 0,02 2-3 1,5
0,1-0,25 0,2 3-5 1,3
0,25-0,5 0,4 5-10 1,9
0,5-1 0,8 10 и более  
1-2 1,2    

Критическую скорость в трубе предлагается находить по формуле

. (10.22)

Расчет гидротранспорта сводится к определению критических скоростей и гидравлических потерь. Работа гидротранспортной установки должна осуществляться при скоростях, достаточно близких к критической скорости. Правильное вычисление V кр, как уже отмечалось ранее, позволяет предотвратить осаждение сравнительно крупных частиц на дно трубы. Однако следует отметить, что при работе гидротранспортной установки расход гидросмеси и крупность материала изменяются со временем, в результате чего на дно трубопровода будет происходить осаждение твердых частичек. Слой осажденного материала — слой заиления, его называют телом заиления. Образовавшийся слой заиления высотой ∆ hs уменьшает живое сечение трубопровода.

Для наклонных трубопроводов удельные гидравлические потери и критическая скорость вычисляются по следующим формулам:

i sH = i o + (i s - i o) cos α; (10.23)

V крн = V кр cos α (10.24)

где α — угол наклона трубопровода, по которому перемещается гидросмесь.

При расчете гидравлических потерь в местных сопротивлениях учитывается плотность гидросмеси. Опытами установлено, что гидравлические потери в местном сопротивлении увеличиваются на величину :

. (10.25)

где — коэффициент местных сопротивлений.

Значение i 0 при разных скоростях и диаметрах приведены в табл. П1.7 приложения.

♦ Пример 10.1

Гидросмесь плотностью ρ s = 1150 кг/м3 транспортируется по стальному трубопроводу длиной l = 2000 м и диаметром D = 0,5м.

Плотность твердого материала ρт = 2,6 • 103 кг/м3. Средний размер частиц транспортируемого материала d = 0,35 мм. Определить расход гидросмеси Q и потери напора при условии, что гидротранспортирование должно производиться в пределах критической скорости.

Объемная концентрация гидросмеси по (10.5)

=0,0938

Критическая скорость по (10.22)

Коэффициент транспортабельности Ψ* находим при d ср= 0,35 мм по табл. 10.1, Ψ*= 0,4

.

Расход гидросмеси

.

Оптимальная скорость по (10.20)

,

а = 1, так как d cр < 10 мм,

is = i0

где i 0 — гидравлический уклон при движении воды в трубе, вычисляется по формуле , а λ находим по формуле Конакова (4.100).

Число Рейнольдса

.

Гидравлические потери

h ls = i s l= 0,0288 · 2000 = 57.6 м.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: