Место и роль государства в политической системе общества

Государство — это организация политической власти, со­действующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, наци­ональных и т.п.) в пределах определенной территории.

Понятия «политическая система» и «государство» можно рас­сматривать как целое и часть. Государство является частью по­литической системы, ее элементом, концентрирующим в себе все многообразие политических интересов, и занимает ведущее мес­то в политической системе общества в силу следующих причин:

1) является единственным легитимным представителем сво­его народа;

2) является единственным носителем суверенитета;

3) обладает государственным аппаратом способным осуществлять профессионально публичную власть (государственной властью);

4) обладает монополией на правотворчество и легитимное насилие;

5) является наиболее крупным собственником средств производства и бюджета;

Государство выступает в качестве гаранта стабильности в об­ществе и арбитром в борьбе различного рода партий, группиро­вок, классов и пр.

Роль права в политической системе общества заключается в том, что оно: 1) служит одним из средств связи между обществом и его политической системы; 2) аккумулирует волю общества, всех политических сил; 3) интегрирует общество, делает политическую систему стабильной; 4) устанавливает правовые формы организаций, функционирования и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы; 5) легализует в правовых актах субъектов политической системы.

Тема 9. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Учение о правовом государстве

Правовое государство это организация политической власти создающая условия для более полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, последовательно связывающие помощью права государственную власть в целях недопущения злоупотребления.

Сущность правового государства включает в себя две важнейших идеи: 1) реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; 2) связывание по средствам права самой политической власти в интересах не допущения ее злоупотреблений.

Основой возникновения теории правового государства стала борьба народов против произвола правителей и притязаний госу­дарства на всеобъемлющую регламентацию поведения личности.

Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как реакция на деспотизм, тиранию и т. п. Со времени возник­новения государства и права и до настоящего времени челове­чество ищет оптимальные формы взаимоотношений между лич­ностью, государством и обществом.

Еще в Древней Греции античные мыслители Сократ, Пла­тон, Аристотель и др. сделали первые шаги по созданию учения, о правовом государстве, высказав идею о верховенстве закона.

Аристотель утверждал, что там, где отсутствует власть за­кона, нет места и какой-либо форме государственного строя, что закон должен властвовать над всем.

За торжество закона решительно высказывались и римские юристы.

Выдающийся ученый богослов эпохи феодализма Фома Аквинский (1225-1274) считал, что человек в одиночку не в состоянии удовлетворить свои потребности и поэтому всегда стре­мится к объединению, высшей формой которого является государство.

Государство необходимо для создания общего благосостояния, обеспечения условий для достойной и разумной жизни.

Дальнейшее развитие учение о правовом государстве получило в трудах ученных нового времени Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, Ш. Монтескье и др.

Выдающийся мыслитель Франции XVIII в. Ж.Ж. Руссо (1712–1778) разработал теорию общественного договора, согласно которой государство и гражданин строят свои отношения на основании договора. Государство обязуется обеспечить гражда­нину свободу и уважение его личности, создает условия для реализации его способностей, а гражданин обязуется соблюдать законы, уважать и защищать государство.

Дж. Локк (1632-1704) положил начало теории разделения властей, по которой необходимо разделить государственную власть на несколько самостоятельных властей, не допустив тем самым сосредоточения всей полноты власти в одних руках с це­лью исключения злоупотреблений.

Ш. Монтескье (1689-1755) развил теорию разделения вла­стей. Он выделил законодательную, исполнительную и судеб­ную власть. Путем разделения властей, а также системой сдержек и противовесов можно обеспечить соблюдение прав и свобод граждан.

Большой вклад в философское обоснование теории право­вого государства внесли И. Кант (1724-1804) и Г. Гегель (1770-1831). И. Кант рассматривал государство как объединение мно­жества людей, подчиненных правовым законам. Гегель видел в государстве и праве однозначные понятия.

Термин «правовое государство» в 1813 г. впервые приме­нил в своих работах немецкий ученый К. Велькер, а ввел его в научный оборот в 1829 г. его соотечественник ученый Роберт фон Моль. Он рассматривал правовое государство как катего­рию непрерывно развивающегося учения о государстве.

Определений понятия «правовое государство» достаточно много. В современной научной литературе сформулировано немало дефиниций правового государства с различными ак­центами в его сущностной характеристике. Одни авторы счи­тают доминирующим верховенство закона, другие — сувере­нитет народа, третьи — неотъемлемые естественные права человека.

Современные подходы к пониманию правового государства можно свести к следующим основным принципам (признакам):

• верховенство правового закона;

• реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

• разделение властей, как гарантия законности и условие исключающие злоупотребление властью;

• взаимная ответственность государства и гражданина;

• наличие основ гражданского общества.

Правовым считается такое государство, которое признаёт в качестве своих особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесённого им публичным учреждением. Главное в идее правового государства — связанность государства с правом, гарантирующее предсказуемость и надёжность его действий, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов. В России идея правового государства была продикларирована в конституции страны в 1993 году.

Гражданское общество

Связующим звеном, промежуточной структурой между индивидом и государством выступает гражданское общество.

Гражданское общество — это система общественных отношений между людьми, обладающими реальными правами и свободами, обеспеченными государством.

Понятие «гражданское общество» ввел в научный оборот в начале 19 века немецкий философ Г. В. Гегель. С этого времени в общественном сознании в большей мере понятие общество и государство стали разделяться и восприниматься как не тожде6ственные явления.

Структура гражданского общества охватывает: 1) семью; 2) сферу воспитания и негосударственного образования; 3) собственность и предпринимательство; 4) общественные объединения и организации; 5) политические партии и движения; 6) негосударственные средства массовой информации; 7) церковь.

Чечерин Б. Н. считал, что Гражданское общество это совокупность частных отношений между лицами управляемых гражданским или частным правом.

Понятие "гражданское общество" позволяет разграничить сферы политической и неполитической жизни общества и употребляется в двух значениях.

Гражданское общество в широком смысле — это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений. Гражданское общество в подлинном и более узком смысле представляет собой цивилизованное состояние общества, характерной чертой которого является равноправие личности, сообщества граждан и государств.

Гражданское общество формирует три начала: индивидуальное, коллективное и государственное. Силой, связующей личность и общество, является государство. Последнее выделяется на определенном этапе развития общества и объединяет его членов в гражданское сообщество, закрепляя законодательно его структурные элементы: хозяйственные, экономические, семейные, культурные, правовые и другие отношения с участием граждан.

Становлению и развитию гражданского общества способствует три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Первенство государства, его верховенство по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества. Доминирование государства проявляется в сокращении частной сферы, гражданских инициатив и увеличении обязанностей индивида перед государством в ущерб правам и свободам граждан.

В условиях демократии гражданское общество добивается децентрализации государственной власти за счет передачи части властных полномочий органам самоуправления и стремится осуществлять бесконфликтное взаимодействие с государством. В своем развитии гражданское общество воздействует на формировании и закрепление демократических институтов государственной власти, способствует реализации института прав человека, формирует открытые политические системы.

Государства призвано обслуживать гражданское общество, служить его интересам. Полномочия государства в гражданском обществе сводятся к минимуму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: