Биосоциальная модель психического здоровья предполагает наличие и взаимодействие биологических, психологических и социальных компонентов жизнедеятельности. В литературе приводятся различные классификации факторов риска, влияющих на соматическое и психическое здоровье ребенка. Среди них выделяют 4 группы факторов:
- медико-биологические (связанные с периодом беременности и родов, генетические);
- медико-социальные (низкий материальный доход, неполные семьи, с детьми-инвалидами и др.);
- факторы, связанные с условиями жизни (проблемы экологии, низкое качество питания, гиподинамия, стресс, негармоничное воспитание);
- медико-организационные (снижение профилактической направленности медицины, недостатки в системе медицинской помощи отдельным группам детского населения и др.)
Мультифакторный и сочетанный характер неблагоприятных воздействий затрудняет прогнозирование уровня и качества нарушений. Учитывая, что факторы риска усиливают действие друг друга и повышают вероятность развития отклонений, профилактика последних предполагает комплексное воздействие на факторы риска, выявленные у ребенка.
|
|
Многие зарубежные авторы центральное место отводят исследованию механизмов возникновения отклонений, трудностей и негативных сторон личности. Одним из первых обратил внимание на позитивные стороны развития личности американский психолог гуманистического направления Абрахам Маслоу.
Маслоу предложил теорию человеческой мотивации, в которой различает базовые потребности и метапотребности. Базовые потребности - это потребности в пище, привязанности, безопасности, самоуважении. Метапотребности - это потребности в справедливости, доброте, красоте, порядке, единстве, потребности в личностном росте. Базовые потребности сильней метапотребностей и организованы иерархически.
Нарушения развития наиболее резко проявляются в эмоционально-волевой сфере ребенка и его характере (А.Ф. Лазурский, В.П.Кащенко, М.И.Буянов, А.И.Захаров, А. Е. Личко и др.). В литературе выделяются различные характерологические и поведенческие отклонения ребенка. Типичные отклонения, с которыми чаще сталкиваются воспитатели и учителя, важны и для описания характера и поведения ребенка.
Расторможенность, гиперактивность. Двигательная расторможенность может сочетаться с другими отклонениями. Наиболее часто расторможенность сочетается с психической незрелостью, которую называют инфантилизмом (М. И. Буянов).
Аффективное поведение - не медицинский диагноз, а склонность детей к частым, острым и разрушительным эмоциональным состояниям.
|
|
Застенчивост ъ, пугливость, наличие болезненных страхов (фобий), пассивность свойственны не только ребенку, но и подростку. Они могут быть выражены в разной степени и разных формах. Пессимизм - уныние, безнадежность, склонность видеть во всем только плохое. Постоянное недовольство собой и окружением создает множество проблем в общении, решении жизненных задач.
Особую группу составляют дети с расстройствами аутичного спектра (РАС) - аутопогружение в себя, отчужденность от окружения. Такие дети относятся к категории «трудных», поскольку обычные способы взаимодействия и воспитательные воздействия не всегда ими принимаются.
С нарушениями в развитии волевых процессов у человека связывается и такое явление, как импульсивность. Она проявляется в том, что действие непроизвольно вырывается у субъекта, он не может сознательно регулировать свои намерения, взвешивать и, обдумывать их. Иногда это может приниматься за решительность. Восприимчивость к отрицательным влияниям связана с повышенной внушаемостью - некритической податливостью действию внушения, готовностью подчиняться внушающим воздействиям окружающих, рекламы и пр.
Негативизм проявляется в немотивированном сопротивлению любому влиянию, исходящему от других. Негативизм возник как защитная реакция на воздействия, которые противоречат потребностям человека. В психологической литературе называются две формы негативизма - пассивный, выражающийся в отказе выполнять предъявляемые требования, и активный, при котором совершаются противоположные действия. Негативные реакции при длительном эмоциональном неблагополучии ребенка могут стать качествами его личности.
Жестокость, деспотизм, агрессивность выражаются в драках, разрушительном отношении к вещам, оскорблениях, брани стремлении мучить слабого или животных. Агрессия может быть физическая и вербальная, прямая и косвенная.
Бесцельная ложь - когда ребенок не знает причины своей неправдивости и не связывает ее с каким-либо умыслом. Непреднамеренная ложь, от которой не может воздержаться.
Бесцельное воровство - зачаточная форма явления, которые специалисты называют клептоманией. Ребенок может коллекционировать самые необычные предметы, и мотивация на первый взгляд остается неясной.
Страсть к бродяжничеству может быть патологическим влечением психопатических или истерических личностей, но может быть и привычкой при отсутствии болезненного предрасположения.
Лень как состояние бездеятельности, душевной вялости, пассивности тоже имеет разную природу и может быть «нормальной» и патологической. Чаще всего она проявляется в школьном возрасте. По свидетельству врачей, большинство ленивых школьников - совершенно здоровые люди. И только у некоторых учащихся лень есть одно из проявлений патологии. Частой причиной такого состояния бывает соматогенная астения, т.е. физическая и психическая слабость, вызванная соматическим заболеванием. Она вполне преодолевается благодаря щадящему режиму. У здоровых школьников чаще всего причиной лени отсутствие интереса к деятельности. В целом нарушения в развитии проявляются в устойчивой низкой успеваемости или неуспеваемости ребенка; «трудновоспитуемости», асоциальном поведении.