Синдром двигательной расторможенности

При этом синдроме наблюдается обязательное сочетание распада внимания с нарушениями организации деятельности. Если этого сочетания нет, то говорить о двигательной расторможенности, как нервном заболевании нельзя даже при соответствующем внешнем рисунке поведения.

1.4. "Ребенок неуправляем"

 Ошибка взрослых.

Ребенок управляем ровно настолько, насколько может быть управляем ребенок данного возраста. Например, отец 6-летнего сына говорил: "Его невозможно приучить ежедневно без напоминаний чистить зубы, самостоятельно убирать постель, следить за чистотой обуви... Он совершенно неуправляем!" Необходимо рассказать родителям о возрастных возможностях ребенка, нормах самостоятельности в его возрасте, какие требования взрослых являются завышенными и к каким последствиям они могут привести.

Повышенная энергетика.

Выявляется в тех случаях, когда ребенок, в самом деле, трудно управляем. Однако высокая активность при высокой целенаправленности - благоприятный вариант развития.

Основания для диагноза:

рассказ родителей о бесконечных проказах, носящих характер смелого познавательного экспериментирования, ребенок желает на собственном опыте узнать, что будет, если совершить некий проступок; отсутствие сведений о каких-либо патологических отклонениях; высокая активность ребенка и целенаправленность во время обследования, как правило, связанная с высокой познавательной мотивацией.

Негативистическая демонстративность.

Этот вариант развития детей с особенно высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, выражающейся врезкой демонстративности поведения. В случае если ребенок не обладает выдающимися способностями, демонстративность реализуется в сознательном нарушении правил поведения, которое служит безотказным средством привлечения к себе внимания.

В отличие от "хронической неуспешности" и "ухода от деятельности" жалобы учителей и родителей на ребенка с "негативистическойдемонстративностью" концентрируются не в сфере учения, но связаны, в основном, с поведением ребенка.

Если дошкольный вариант этого типа представляет собой как бы "застрявший" кризис трех лет (ребенок противостоит отдельным требованиям взрослых), то младший школьник нарочито нарушает именно общие нормы поведения. Взрослые делают ребенку замечания, наказывают его, но парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является только лишение внимания. Внимание же - в любых формах - выступает как безусловная ценность. Любые эмоциональные проявления взрослого, как положительные (похвала, одобрение, улыбка), так и отрицательные (замечания, наказания, крик, ругань) служат подкреплением провоцирующего демонстративного поведения ребенка.

Школьная негативистическая демонстративность.

Чаще связана с нарушениями отношений с учителем.

Синдром двигательной расторможенности.

 В отличие от повышенной энергетики, характерна низкая целенаправленность поведения. И в том, и в другом случае родителям необходимо оставаться терпеливыми, однако в данном случае рекомендуются успокаивающие средства. А от повышенной познавательной активности при повышенной энергетике избавляться вообще не следует.

Избалованность.

Все показатели развития нормальны. Отмечается некоторая демонстративность, ребенок окружен большим количеством взрослых, посвятивших себя заботе о нем. В другом случае ребенок может быть из неполной семьи, на котором слишком замкнут родитель.

1.5. "У ребенка трудности в общении"

В этом синдроме родители упоминают о нарушениях общения со сверстниками, об одиночестве ребенка, хотя может оказаться, что со сверстниками ребенок общается нормально, а все трудности возникают в общении со взрослыми.

Если на самом деле есть трудности в общении со сверстниками, то за этим может стоять:

Интеллектуализм -преобладание развития интеллектуальных процессов над эмоциональными и образными. Сохранно общение со взрослыми и мягкие нарушения в общении с детьми, не слишком травмирующие самого ребенка. Но родителей беспокоит, что ребенок часто один, не вписывается в класс, не может найти себе друзей. Однако если в беседе или методике «два дома» обнаруживается, что хоть один "настоящий друг" есть, то прогноз благоприятен. У таких людей близкие отношения с 1-2 друзьями полностью насыщают потребность в общении. Но если ребенок вообще не находит себе друзей, то такая ситуация изоляции нагрузочна для него и ненормальна.

 Несформированность средств общения.

В данном случае неумение контактировать при высокой направленности на общение может внешне давать картину агрессивности. При менее выраженной направленности ребенок просто пассивен. При встрече с активным партнером возможны отдельные проявления агрессии просто из-за неумения строить другие, более содержательные отношения. Показатели диагноза: низкая комфортность, нарушение стандартов в изображении людей (прямоугольное туловище у человека).

Аутизация - снижение потребности в общении. Ранняяаутизация в 3-4 года может смениться нормальной и повышенной потребностью в общении, развивающейся на фоне отсутствия средств общения. И это - рискованный вариант развития, который в подростковом возрасте может привести к вариантам девиантного поведения.

Ошибки взрослых.

В основе лежат трудности семейного общения, не замечаемые взрослыми, в результате чего формирование средств содержательного общения замедляется, а потребность в нем фрустрируется.

Иногда при нарушении семейного общения обнаруживается полное благополучие в общении со сверстниками, хотя родители настаивают на том, что ребенок не умеет общаться с детьми. Причина может лежать в плохой информированности родителей, которые утратили контакт с ребенком, потеряли его доверие и полагают, что его домашняя замкнутость распространяется во все сферы общения, проецируют на других детей собственную неудовлетворенность в общении с ребенком.

1.6. "Ребенок агрессивен"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: