Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

Начальные этапы высшего юридического образования по давно установившейся традиции связаны с изучением двух фундаментальных наук - теории и истории государства и права. По широте охвата, разнообразию историко-правового материала, глубине проникновения в суть различных государственно-правовых систем, история государства и права зарубежных стран не имеет себе равных среди историко-юридических дисциплин. Изучение истории государства и права зарубежных стран имеет важнейшее значение для подготовки юристов высшей квалификации. Оно организовано с учетом принципа преемственности исторических знаний. Поэтому студентам постоянно напоминается об изученных ими в школе исторических фактах, явлениях, процессах. Систематическая работа студентов над теми материалами, которые содержатся в лекционном курсе и учебной литературе, поможет им глубже осмыслить знания, приобретенные ими как в школе, так и в вузе. Хорошо известно, что многими студентами общетеоретические понятия воспринимаются как иноязычные термины. Поэтому они в буквальном смысле обречены на механическое запоминание и признаков и общего смысла данных понятий. Курс история государства и права зарубежных стран играет большую роль в конкретизации и углублении многих общеисторических и общетеоретических понятий. Он ориентирует студентов на логическое осмысление запоминаемого материала, на рассмотрение государственно-правовых явлений, а также соответствующих фактов не иначе как в связи и развитии. Сравнивая те или иные государственно-правовые системы, выявляя общее и особенное между ними, сопоставляя их с развитием нашей страны, студенты получают возможность яснее представить себе их общие черты и особенности эволюции, как нашей страны, так и других государств. Тем самым материалы, содержащиеся в данной учебной дисциплине, способствуют развитию у студентов историко-юридического мышления, которое наряду с умением интерпретировать факты, включает в себя и навыки их обобщения. При изучении курса история государства и права зарубежных стран студенты обязаны использовать не только различные памятники права, но и другие исторические источники, в которых отразились сведения о возникновении, развитии и функционировании государственно-правовых систем в той или иной стране. Определенную помощь при освоении студентами данного курса могут оказать соответствующие учебники.

Учебно-методический комплекс по истории государства и права зарубежных стран включает в себя: программу учебной дисциплины, рабочую программу по дисциплине, общие методические указания для изучения дисциплины, методические рекомендации, контрольные вопросы и тесты для самоподготовки студентов к каждой теме, задачи к отдельным темам, список использованных источников и литературы.

Методические указания к отдельным темам.

После основательного изучения основных особенностей предмета, методологии и периодизации истории зарубежного государства и права можно приступить к изучению ТЕМЫ 2. ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА, которая открывается вопросом о возникновении государства восточной цивилизации.

Изучение процесса возникновения государства следует начать с работы Ф.Энгельса "Анти-Дюринг", в которой содержатся наброски версии, предусматривающей возможность возникновения государства в условиях отсутствия частной собственности и антагонистических классов. В "Анти-Дюринге" Ф. Энгельс признавал государством стихийно сложившееся объединение племенных общин. Эти общины имели цель на Востоке удовлетворение своих общих интересов в области орошения и защиту от внешних врагов. Лишь в ходе дальнейшего развития в этом государстве появляются классовые различия, и государство приобретает новую функцию - становится органом классового насилия.

Данная версия государствообразования характеризуется тем, что по мере усложнения производственного процесса (в частности, развития поливного земледелия, возрастания численности и плотности населения, объединения общин, прогрессирующего разделения труда и т.п.) учреждаются новые органы для "охраны общин и для подавления противообщественных интересов". Такие надобщинные органы власти и управления "становятся вскоре еще более самостоятельными, отчасти благодаря наследственности общественных должностей, отчасти же благодаря растущей необходимости в таких органах при учащающихся конфликтах с другими группами".

Всевозрастающая самостоятельность общественных функций по отношению к обществу могла, по мысли, Энгельса, вырасти в господство над обществом. Таким образом, согласно ранней версии государствообразование - результат монополизации общественных должностей группой лиц, распоряжающихся общественным достоянием. Иначе говоря, не частные собственники - рабовладельцы, а власть имущие организаторы консолидируются в государственный аппарат, эксплуатирующий крестьян-общинников.

В отличие от ранней версии, которая освещена в работах классиков марксизма в самых общих чертах, вторая проанализирована Ф. Энгельсом более подробно в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Здесь мы уже не встретим упоминания о доклассовом государстве. Напротив, государство рассматривается в качестве орудия классового господства, возникающего в результате борьбы антагонистических классов.

В чем же состоят основные недостатки классовой теории происхождения государства? Прежде всего, в том, что Энгельсова схема, описанная в "Происхождении семьи, частной собственности и государства" разработана на базе изучения фактического материала западноевропейского региона, история которого в свете новых данных предстает не общим правилом, а исключением. Следовательно, соответствующие высказывания Ф.Энгельса, основанные на примере возникновения государства у древних афинян, римлян, германцев, не могут быть приняты и истолкованы в качестве теории возникновения всех исторических первых государств уже потому, что их фактуальная база ограничена рамками особенного, а не всеобщего.

Данные современных исследований достаточно убедительно свидетельствуют о том, что ранняя и в силу необходимости фрагментарная концептуальная схема Энгельсова "Анти-Дюринга" в конечном счете оказалась много предпочтительней пришедшей ей на смену теории классового происхождения государства. Данная теория в советской учебной литературе обычно приводится в качестве истины, не подлежащей пересмотру: рассматривается в качестве теории возникновения всех без исключения исторически первых государств.

Так, ознакомление с результатами современных зарубежных научных исследований, обобщенными в монографии Л.С.Васильева "Проблемы генезиса китайского государства", поможет не только устранить противоречия, содержащиеся в "Анти-Дюринге", но и позволит дополнить предельно общую схему государствообразования целым рядом концептуально значимых положений. К таковым, например, следует отнести периодизацию происхождения государства (локальная группа, племя, вождество), характеристику экологического, демографического и производственного оптимумов (совокупности наиболее благоприятных условий) государствообразования, обоснование категории "власти-собственности" в качестве важнейшей причины возникновения государств древневосточных цивилизаций, исключающей из причинного ряда и частную собственность, и антагонистические классы. Но самым главным достижением здесь является развернутый анализ процесса становления главного признака государства — публичной власти, обособленной от народа, который прослеживается Л.С.Васильевым, начиная с самых простейших, зародышевых форм.

Уже на первом этапе первобытности — этапе эгалитарного общества, которому соответствует такая форма социальной организации, как локальная группа, существует лидер (вожак орды собирателей и охотников), занимающий руководящую позицию. Необходимость разрешения споров внутри группы, руководства борьбой против внешних врагов, руководства коллективной хозяйственной деятельностью (охота, рыболовство) появляется уже на очень низком уровне развития общества. Власть появляется вместе с ними. Лидерство в таких группах является функцией личных способностей. Выборный лидер, как правило, выдвигался из числа лучших охотников старшего поколения, которые все, что они имели или приобретали, отдавали группе, получая взамен уважение и престиж. Локальная группа осуществляла принцип эквивалента. Суть его в том, что тот, кто вносит в общий котел больше, тот и больше получает. Экономический аспект проявления этого генерального принципа К. Поланьи обозначил термином "реципрокность", что означает взаимообмен благами, дарами, деятельностью и т.п.

С переходом к регулярному производству пищи, земледелию и скотоводству ситуация стала интенсивно меняться. На смену былому равенству (эгалитаризму) приходят первые формы неравенства. В имущественном отношении все по-прежнему равны, но в должностном (ранговом) возникают существенные различия. Отсюда и название данного общества — "ранжированное общество". В этом обществе выделяется особая иерархия общественных должностей, обеспечивающих выполнение хозяйственно-организаторских функций (племенные вожди, родовые старейшины и т.п.). Базой социального возвышения их служит не собственность, а право редистрибуции, т.е. распоряжения избыточным продуктом подчиненного данному лидеру коллектива (семья, род и т.п.). Выбор лидера в ранжированных структурах зависел от личных качеств, компетенции и связанных с ним престижа и авторитета, которые в земледельческих племенах основываются на имущественном достатке подчиненного коллектива. Последний должен был обладать, прежде всего, и главным образом организаторскими способностями.

В ранжированном обществе еще нет наследственных слоев, занимающих неодинаковое место в производстве, распределении, общественной и религиозной жизни. Поскольку потребление по-прежнему носит коллективный характер, то сохранение имущественного равенства обеспечивается за счет возникновения должностного неравенства. К примеру, взамен съеденного всей деревней папуасов свиного стада, произведенного отдельной семьей, ее глава мог рассчитывать только на повышение своего ранга, а не на увеличение семейной или личной собственности. В этом обществе преобладает собственность корпоративная — ее субъектом была вся родственная группа. Отношения распределения характеризуются тем, что связывают людей уже неравных статусов и приобретают вертикальный вид. Однако централизованной системы перераспределения продукции по вертикали (системы редистрибуции) еще нет. Возникли лишь отдельные локальные центры редистрибуции.

С ростом производительности труда растет, и объем прибавочного продукта. Возникает объективная потребность в общественном контроле над совокупным продуктом и его перераспределением в централизованных формах. Последние были созданы путем слияния отдельных центров редистрибуции в единую централизованную систему. Во главе такой системы становились предводители, занятые организационной деятельностью. В ее создании были заинтересованы не только вожди, так как она укрепляла их позиции, но и общество, потому что прибавочный продукт (или его часть), произведенный отдельными семьями, поступал в распоряжение своего рода страхового фонда, служившего страховым запасом, средством помощи малоимущим и неимущим. Постоянное и бесперебойное функционирование централизованной редистрибуционной системы было бы невозможно без стабильного руководства ею, которое могло быть обеспечено только при помощи наследственного замещения общественных должностей.

Принцип наследования возник вместе с коническим кланом. Структура последнего отличалась строгой иерархией, основанной на принципах примогенитуры, т.е. наследования по старшинству в семье и неравенства между главными и боковыми линиями.

Так возникла наследственная, иерархическая система рангов власти, вместе с ними — аристократия, контролировавшая редистрибуционную систему и способная использовать ее в своих интересах.

Таким образом, благодаря редистрибуции индивидуально-ранговые различия стали превращаться в наследственно-сословные. В обществе выделялись архаичные сословия или слои (страты) аристократии и рядовых членов общества, управляющих и управляемых, занимающих разное положение не только в общественной, но и в производственной жизни.

Возникшее неравенство — это неравенство уже не по возрастному статусу, не по личным заслугам и достижениям, не по рангам, а по принадлежности к определенному социальному слою (страте). Отсюда и название этого общества - стратифицированное.

У многих древних земледельческих народов (народов Средней Азии, Шумера, Дальнего Востока, Тропической Африки, Океании, доколумбовой Америки) главное святилище общины являлось в то же время и кладовой для хранения всевозможных запасов. Общинные администраторы извлекали из своего служебного положения ряд выгод и преимуществ. Управляя особыми резервными фондами (своего рода общественными амбарами), закрепив за собой, сделав свои должности наследственными, они стремились увеличить социальную дистанцию между правящими и управляемыми. Они стремились стать "публичной властью", отделенной от простонародья.

Какое-то время высшее сословие — наследственная аристократия — справляется с задачами руководства силой своего авторитета и идеологического воздействия на массы, и лишь тогда, когда эти резервы оказываются исчерпанными, когда подавление делается окончательно самостоятельной функцией руководства и управления, тогда догосударственные управленческие структуры перерастают в государственные.

Итак, среди главных причин государствообразования в подобных обществах фигурирует потребность в организации управления.

Окончательному оформлению государства даже в его ранней форме предшествует политическая форма организации позднепервобытного общества — вождество. С точки зрения социально-экономической это понятие сопрягается со стратифицированным обществом.

Подробное рассмотрение этой формы организации власти было проделано Л.С.Васильевым (хотя он предпочел слову "вождество" просто транскрипцию английского "чифдом", что, однако, не меняет сколько-нибудь серьезно существа дела). Предложенная им дефиниция гласит: "Чифдом — это основанная на нормах генеалогического родства, знакомая с социальным и имущественным неравенством, разделением труда и обменом деятельностью и возглавляемая сакрализованным лидером политическая структура, главной функцией которой является административно-экономическая, отражающая объективные потребности усложняющегося коллектива. Чифдом являет собой как раз тот этап, на котором правитель из слуги общества начинает становиться, выражаясь словами Ф.Энгельса, господином над ним".

ТЕМА 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРАВА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.

Законы царя Хаммурапи.

При подготовке к данной теме надо обратить внимание на историю создания и обнаружения данного памятника права, структуру документа. В структуре законов обычно выделяются: пролог, основная часть и эпилог.

В прологе и эпилоге содержатся идеологические основы государственной власти, ее функции, представления Хаммурапи о своей роли и роли своих законов в общественно-политической жизни страны.

При изучении основного содержания законов следует попытаться определить их источники. Можно ли их сводить к обычному праву, судебным прецедентам или же к актам правотворчества самого Хаммурапи?

Рассматривая основные черты законов, особое внимание необходимо обратить на казуальность, формализм и тесную связь с религией.

Опираясь на текст законов, надо выделить основные социальные слои и группы населения древней Вавилонии, определить их наиболее значимые черты. При этом особое внимание следует уделить таким социальным слоям, как «авилум» и «мушкенум», их происхождению, различиям социального и правового характера.

Затем надобно охарактеризовать такие группы населения, как «редум», «баирум», «тамкары». При этом не стоит забывать об особенностях их правового статуса.

Учитывая все вышеизложенное, необходимо выстроить социальную иерархию населения Древнего Вавилона.

Далее следует дать характеристику основных институтов вещного права – права собственности, обязательственного права и т. п. При этом следует заметить, что основным средством производства являлась земля. Необходимо выявить основные формы землевладения, специфический характер землепользования воинов в Древнем Вавилоне, а также определить возможность участия земли в обороте, имевшие место ограничения, способы защиты различных форм землевладения.

При характеристике обязательственных отношений следует установить, что, кроме земли могло выступать в качестве объекта вещных прав. Какие способы их приобретения можно выявить на основе анализа Законов Хаммурапи.

При характеристике обязательственных отношений следует определить, какие основания для возникновения обязательств можно выделить из содержания данных Законов.

Анализ обязательств из договора необходимо начать с общих положений о договоре: формы заключения, условий действительности, ответственности за исполнение. Затем надо дать характеристику отдельным видам договоров – займа, личного и имущественного найма, хранения, товарищества, поручения и т. д.

В заключение следует дать характеристику обязательств, возникающих из деликтов.

Анализируя семейно-брачные отношения в Древнем Вавилоне, следует обратить внимание, что регулирование данных вопросов посвящена почти четверть статей Законов. Можно ли их определить как патриархальные, чем это можно доказать. Также следует установить, имели ли место в Древнем Вавилоне межсословные браки. При анализе семейного законодательства необходимо выявить требования, предъявляемые к заключению брака, возможность его расторжения, личные и имущественные права супругов, определить правовое положение детей.

К нормам, регулирующим семейные правоотношения, тесно примыкают нормы, определяющие правила наследования. Необходимо выявить порядок наследования, круг наследников, распределение долей в наследстве, возможности и основания для лишения наследства, установленные Законами.

При изучении вопросов, связанных с преступлениями и наказаниями, необходимо определить, что понимало под преступлением население Древней Вавилонии? Какие виды преступлений выделяются в Законах Хаммурапи? Почему они практически не затрагивают преступлений против государства и религии? Проводит ли законодатель различие между умышленным и неумышленным преступлением? Выделяет ли стадии совершения преступлении, формы соучастия?

Далее следует установить принципы определения ответственности, условия отягчающие, смягчающие и освобождающие от ответственности, цель и формы наказания.

Анализируя судебный процесс, необходимо определить, какие органы осуществляли функции правосудия в Древнем Вавилоне. Каковы были основания возбуждения судебного процесса, его характер, основные средства доказывания, существовала ли возможность пересмотра судебного решения. Наступала ли ответственность за лжесвидетельство, ложное обвинение и неправомерные действия со стороны судьи? Следует выявить, имелись ли процессуальные различия между гражданским и уголовным процессом.

При изучении Законов Ману, прежде всего, необходимо дать общую характеристику источников права Древней Индии, определить место и роль дхармашастр в этой системе, объяснить, почему развитие права пошло именно по такому пути.

Далее следует перейти к характеристике одной из наиболее известных дхармашастр – Законов Ману.

Анализируя содержание этого произведения, следует обратить внимание на его комплексный характер – объединение норм позитивного права, религиозных и морально-этических предписаний, мифологических и философских представлений. Далее следует выявить особенности структуры Законов Ману, казуистичность правовых норм, их формализм, связь с религией, моралью, ритуалом, противоречивость нормативно-правового материала. Далее необходимо ответить на вопрос: почему на первый план в Древней Индии вышли варновые, а не классовые различия.

Затем следует дать характеристику происхождения варнового строя, порядок приобретения варнового статуса, иерархию Варн. При анализе статей, определяющих правовой статус различных Варн, необходимо обратить внимание на их права и привилегии, а также ограничения по роду деятельности, участию в правоотношениях, общественной и экономической жизни, юридической ответственности.

Следует также определить, какие еще социальные группы, различающиеся по правовому статусу, выделяют Законы Ману. Необходимо выявить особенности положения рабов, какое влияние оказала на него варновая структура общества. Почему рабство в Древней Индии не получило такого распространения, как и в других странах?

При рассмотрении вопроса об имущественных отношениях большое значение имеет характеристика имущественных прав. Необходимо выявить формы землевладения, специфический характер земельной собственности в Древней Индии.

Далее следует определить, какие способы приобретения права собственности выделяли Законы Ману, какое влияние на них оказало варновое деление общества.

При характеристике обязательственных отношений обязательственных отношений следует установить основания возникновения обязательств, формы обеспечения обязательств и ответственность за их неисполнение. Как влияла на положение должника и кредитора их варновая принадлежность? Затем следует определить требования, предъявляемые к заключению договора, условия действительности договора, возможности расторжения договоров и варновые ограничения. Затем следует перейти к характеристике отдельных видов договоров: купли-продажи, займа, найма, аренды и т. д.

При подготовке вопроса о брачно-семейном праве, следует обратить внимание на патриархальный и сословный характер брака. Для этого, прежде всего, следует определить правовой статус женщины в древнеиндийском обществе, противоречия между этическими и моральными нормами.

Далее необходимо выявить формы заключения брака в Древней Индии, возможности и условия его расторжения, права и обязанности супругов, возможности межварновых браков и последствия таких браков.

В рамках этого же вопроса следует дать характеристику наследования в Древней Индии, какие особенности можно выделить, чем они обусловлены. Необходимо определить формы наследования, круг наследников, распределение долей наследства, основания для лишения наследства или исключения из круга наследников.

Отвечая на вопрос о системе преступлений и наказаний, необходимо определить, что понималось под преступлением согласно Законам Ману, как отразились на понятии преступного поведения религиозно-этические установки Древней Индии, а также установить взаимосвязь между преступлением и наказанием.

Далее следует определить классификацию преступлений, дать характеристику квалифицирующих признаков: форм вины, обстоятельств и способов совершения преступления, рецидива, соучастия. Необходимо выявить, какое влияние оказывал на определение уголовной ответственности социальный статус преступника и потерпевшего, имели ли место обстоятельства, смягчающие или исключающие уголовную ответственность, какие факторы, наоборот, способствовали ее ужесточению, цель и формы наказания.

При характеристике судебного процесса следует установить виды органов правосудия. Имелись ли процессуальные различия между гражданским и уголовным процессом? Допускались ли внесудебные способы защиты и восстановления нарушенных прав? Особое внимание следует уделить вопросам возбуждения судебного процесса, его характера, форм, возможности обжалования и пересмотра судебного решения. Необходимо также установить, какие виды доказательств использовались в судебном процессе, какие требования к свидетелям выдвигались для участия в судебном процессе, критерии оценки доказательств.

ТЕМА 4. ГЕНЕЗИС АНТИЧНОГО ГОСУДАРСТВА.

При ответе на вопрос о полисе, как об особом типе государственной организации необходимо прочно усвоить особенности формирования гражданских государств на территории древних Балкан, Эгеиды и Аппенин. Далее необходимо определить понятие полиса, подчеркнуть такие его черты, как географическая замкнутость, зависимость от общегреческой и международной морской торговли. Необходимо выявить, почему на первый план внутриполисной жизни вышли не классовые, а сословные различия, какое влияние на полисы оказало появление классического рабства. Далее следует обратить внимание на некоторые общеантичные тенденции развития политической жизни и смены устройства полисных государств (возвышение единоличной власти базилевса, рекса, рост оппозиции со стороны аристократии, ликвидации монархии и утверждение республики). Необходимо различать такие республиканские формы правления, как аристократия, демократия, олигархия. После этого рассмотреть возможность установления тирании в Древней Греции.

Особого внимания требует вопросы о причинах кризиса и падения полисной системы, о возникновении империи Александра Македонского, ее распаде и о появлении на ее месте эллинистических государств.

ТЕМА 5. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АФИНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

При подготовке к данной теме надо учесть, что на территории Аттики государственность возникала, по меньшей мере, дважды. Исходя из этого, установить: почему реформы, приписываемые, басилею Тесею, привели к повторному образованию государства? Далее, необходимо рассмотреть основные органы власти в афинском государстве VIII в. до н. э. Затем выявить принципы их комплектования, основные полномочия. Интересы, каких социальных групп главным образом они защищали?

Важнейшим этапом развития афинской государственности стали реформы Солона (594 г. до н.э.) и Клисфена (509 г. до н.э.). Следует установить причины проведения реформ и дать характеристику основным преобразованиям Солона (сисахфии, цензовой реформе, организации новых органов власти – Совета четырехсот, гелиэи) и Клисфена (изменение принципа административного деления, введение остракизма, реформирование органов государственной власти). Далее необходимо подчеркнуть, что окончательный расцвет Афинской демократии связан с деятельностью Эфиальта и Перикла, раскрыть содержание их преобразований.

Затем следует охарактеризовать политическую систему и органы власти Афин периода расцвета демократического строя (V в. до н.э.). Необходимо определить порядок формирования, полномочия народного собрания, Совета пятисот, гелиэи, коллегий архонтов и стратегов, ареопага, органов правосудия и системы магистратур.

ТЕМА 8.ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА.

При подготовке к данной теме, важно понять, что в период раннего средневековья в странах Западной Европы отсутствовала единая правовая система. Право было раздроблено вначале по этническому признаку, а затем и по сословному принципу. Необходимо вспомнить, какие именно источники права действовали в этот период, какую сферу применения они имели. Следует также обратить внимание на роль королевской власти в процессе формирования правовой системы, установить место и роль актов королевского правотворчества в системе источников средневекового права.

Давая характеристику обычному праву, необходимо определить, что представляли собой правовые обычаи, кто и с какой целью их создавал, регулированию каких вопросов они были посвящены. В какой форме существовали обычно-правовые нормы? Какое место правовые обычаи занимали в системе источников средневекового права?

При характеристике правового положения населения необходимо учитывать, что в феодальном обществе социальный статус того или иного индивида во многом зависел от объема прав привилегий, характера обязанностей данного лица. В средние века обычно различались между собой: феодальная аристократия; свободные по происхождению; полусвободные; рабы.

Важно понять, какими были основания приобретения соответствующего статуса, возможности их изменения. Необходимо знать, какие имущественные и неимущественные права и обременения были связаны с каждым из статусов.

Изучая средневековое право континентальной Европы, нельзя обойти вниманием Салическую правду. Она представляет собой яркий пример памятников раннего германского права. Ей присущи следующие признаки: казуальность правовых норм, высокая степень формализма, связь с религией, ритуальный характер многих правовых обрядов и норм. Нужно хорошо изучить процесс создания Салической правды и внесения в нее дополнений. Затем прейти к вопросу об источниках данной правды.

Следует определить, какие группы населения фигурируют в Салической правде. Чем отличалось правовое положение рабов, литов, свободных, франков и римлян. Необходимо выявить причины формирования социально-правовых различий внутри групп свободного населения, установить, имелись ли различия в правовом статусе мужчин и женщин.

Следует обратить внимание на то, что Салическая правда еще не употребляет понятия «собственность», хотя уже выделяются категории вещей, которые находятся в исключительном владении отдельного человека.

Необходимо выделить те категории вещей, право собственности, на которые можно считать вполне сформированным. Особое внимание следует уделить вещным правам на недвижимость, различным категориям земельных участков. Необходимо также выявить способы приобретения имущества, передачи его по наследству.

Далее следует установить основания возникновения обязательств, гарантии их исполнения, ответственность за неисполнение, какие виды договоров и деликтов выделяет Салическая правда.

Следует отметить, что Салическая правда рассматривала как преступление нарушение «королевского мира» и обиду, т.е. причинение вреда личности или имуществу, необходимо попытаться выявить критерии, отличающие их от частноправовых деликтов. Нужно определить, выделялись ли в Салической правде формы вины (умысел и неосторожность), стадии совершения преступлений, формы соучастия и рецидив, какие обстоятельства могли смягчать или отягчать ответственность. При характеристике наказаний следует определить их цель, виды, принципы, зависимость тяжести наказаний от социального статуса потерпевшего и преступника.

При изучении судебного процесса необходимо установить те государственные органы, которые занимались правосудием у франков. Важно выявить порядок их формирования и характер судебного процесса. Нужно определить порядок возбуждения судебного процесса, вызова и обеспечения явки ответчика, свидетелей, установить, имелись ли процессуальные отличия между уголовным и гражданским процессом, какие виды доказательств использовались, как распределялось бремя доказательств, какое значение имел институт соприсяжничества.

ТЕМА 11. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА.

При подготовке ответа на вопрос об основных чертах мусульманского права, необходимо отметить нормативный синкретизм, столь характерный для этой правовой системы. Взаимосвязь правовых и религиозных норм здесь настолько тесна, что формально Коран и Сунна считаются первостепенными источниками мусульманского права. Чтобы понять, насколько это мнение соответствует фактам, необходимо выявить реальное нормативное значение Корана и Сунны. Затем следует дать характеристику таким источникам, как иджма, фетва, кийас, и ответить, в чем состоит сходство и различие этих источников. Следует также выяснить роль правовых обычаев и актов правотворчества мусульманских правителей, как источников права, попытаться ответить на вопрос: какие требования к ним выдвигает мусульманская доктрина. Завершая изучение вопроса об источниках мусульманского права, нужно объяснить: почему именно ученой доктрине принадлежит первостепенная роль в системе источников данной правовой системы.

При характеристике имущественных отношений надо остановиться на делении вещей, находящихся в обороте и выведенных из оборота, движимых и недвижимых и т. д. Затем следует определить виды имущественных прав, обращая особое внимание на право собственности. Дать характеристику различным формам землевладения и институту вакфа (вакуфа).

При характеристике обязательств необходимо указать на основания их возникновения, гарантии исполнения и ответственности за неисполнение. Далее следует определить требования к форме заключения договора, условиям его действительности, охарактеризовать отдельные виды договоров, особенности их правового регулирования.

Отвечая на вопрос об особенностях брачно-семейного права, необходимо определить характер брака в мусульманском мире, условия его действительности. Затем осветить права и обязанности супругов, ответственность за их нарушение, правовое положение детей.

Далее следует рассмотреть способы приобретения наследства, круг наследников, распределение долей в наследственной массе, основания для исключения из числа наследников, особенности долговых обязательств.

При подготовке вопроса о преступлении и наказании, необходимо учесть, что ислам первоочередное внимание уделяет обязанностям человека перед Аллахом. Поэтому все поступки человека подразделяются на несколько категорий от строго предписанных до запрещенных под угрозой санкций. Кроме того, ислам выделяет ряд приоритетных ценностей, покушение на которые рассматриваются как покушение на интересы всей мусульманской общины в целом. Исходя из этого, следует установить, что понимается под преступлением с точки зрения шариата, дать классификацию преступлений, используемую в шариате, выявить, чем она определяется. Далее надо определить цель и виды наказаний, основания для смягчения или устранения уголовной ответственности.

Характеризуя судебный процесс, нужно установить какие органы власти осуществляли правосудие в исламском мире. При этом особого внимания заслуживают: порядок их формирования, основания для возбуждения судебного процесса, его характер, виды доказательств, возможность обжалования и пересмотра судебного решения.

ТЕМА 12. ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ США.

При изучении данной темы необходимо самое пристальное внимание уделить особенностям государственного строительства США с момента объявления их независимости. При этом нужно проанализировать основные документы, созданные в этот период – Декларацию Независимости 1776 г. и Статьи Конфедерации 1781 г. Чрезвычайно важно понять, почему конфедеративная форма государственного устройства США очень рано обнаружила свою несостоятельность. Затем проанализировать, чем федерация отличается от конфедерации?

Рассмотрение истории создания американской конституции неотделимо от тех острых дискуссий, которые вели участники конституционного конвента в процессе ее разработки, а также в ходе борьбы за ее ратификацию. Данные дискуссии способствовали решению таких важных вопросов, как пределы власти главы американского федерального государства – президента, необходимости двухпалатного законодательного органа – конгресса, закрепление в американской конституции прав и свобод американцев и пр. При работе над данным вопросом следует ознакомиться с политико-правовыми взглядами американских федералистов: Джеймса Мэдисона и Александра Гамильтона.

Далее необходимо изучить основные конституционные принципы США. При этом следует учесть, что вопрос об основных принципах Конституции 1787 г. неразрывно связан с анализом системы высших органов государственной власти и основами их взаимодействия. Нужно обратить внимание на то обстоятельство, что все ветви власти имеют по Конституции США 1787 г. различные источники формирования и различные сроки осуществления своих полномочий. Какое это имело значение?

При подготовке к данной теме важно изучить историю Билля о правах – первых десяти поправок к американской конституции. Почему первоначальный текст Конституции не содержал статей, посвященных правам и свободам граждан? При ответе на этот вопрос необходимо учитывать давние англосаксонские политико-правовые традиции.

ТЕМА 14. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ВО ФРАНЦИИ.

При подготовке к данной теме нужно изучить основные черты французской революции XVIII в. Понять, почему ее называют великой революцией. После усвоения общей характеристики данной революции, следует обратиться к ее предпосылкам. Рассматривая первый этап великой французской буржуазной революции, особое внимание надо уделить Декларации прав 1789 г. и Конституции Франции 1791 г. Прежде всего, необходимо определить цели и условия принятия Декларации, политико-правовые идеи, оказавшие влияние на ее содержание.

Но основе анализа положений Декларации следует ознакомиться с тем, как понимались «естественные и неотчуждаемые права человека», сравнить их перечень с текстом американской Декларации независимости 1776 г. Необходимо попытаться дать трактовку понятий «свобода» и «закон», охарактеризовать основные принципы буржуазного государства и права. В заключение сформулировать историческое значение Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Отвечая на вопрос о Конституции 1791 г., нужно рассмотреть историю разработки и принятия данной конституции. Особое внимание следует уделить пределам власти короля, его новому конституционному статусу. Затем изучить полномочия парламента, судей, не забывая и об особенностях избирательного права.

После прихода к власти якобинцев во Франции появились новые конституционно-правовые акты. Необходимо выявить и охарактеризовать принципиальные отличия Декларации 1793 г. от предшествующих документов французского конституционного права.

Новые принципы, провозглашенные в Декларации, получили свое дальнейшее развитие в Конституции 1793 г. Необходимо раскрыть организацию власти, законодательный процесс, различия между законами и декретами.

Заключительный вопрос посвящен причинам термидорианского переворота и падения якобинской диктатуры. Следует показать изменения, внесенные в Декларацию и Конституцию 1795 г. Необходимо раскрыть новации в сфере избирательного права, организацию и полномочия высших органов власти. Следует определить характер конституции и понять, почему термидорианский режим оказался неустойчивым.

ТЕМА 14. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

А. РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА.

Важность данной темы состоит в том, что она дает углубленное представление об одной из старейших и наиболее распространенных в мире правовых семей. Следует иметь в виду, что данная правовая семья занимает особе место и имеет особое значение для развития юридической теории и практики. В сферу ее влияния входят многие государства земли, расположенные во всех частях света. Но общепризнанным центром романо-германской правовой семьи считается континентальная Европа. Не случайно она нередко именуется семьей континентального права.

Главной отличительной особенностью данной правовой семьи является ее теснейшая связь с римским правом. Важно иметь в виду, что своими историческими корнями она восходит к Древнему Риму.

Необходимо помнить о том, что в своем развитии романо-германская правовая семья проходит три основных этапа. Первый период – период ее становления имел место до XIII в. Не стоит забывать об особенностях правового развития на этом этапе. Второй этап развития данной правовой семьи хронологически определяется с XIII по XVIII вв. Какова же роль права на этом этапе? Для ответа на этот вопрос нужно тщательно изучить материалы лекции, а также соответствующий раздел монографии Р.Давида. Третий период в развитии романо-германского права характеризуется усиленным развитием законодательства и процессом его кодификации. Важно знать как достоинства, так и недостатки кодификации. Основные приемы и методы систематизации правовых норм, принципы, институты гражданского и уголовного права Франции и Германии можно изучить на примере соответствующих кодексов. Наибольшую известность из них получил французский гражданский кодекс 1804 г., который часто именуют кодексом Наполеона.

Пристального внимания заслуживают источники, на которых строился кодекс Наполеона (переработанное римское право, обычное право и революционное законодательство). Не менее значим и вопрос о системе Кодекса. Но главное значение принадлежит все же тем правовым институтам, которые были включены в Кодекс.

После изучения кодекса Наполеона следует обратиться к вопросу о том, какова роль кодексов в настоящее время. Какие сферы правовой жизни регулируются обычным, текущим законодательством, а какие кодифицированным? Каково соотношение кодексов, конституционных законов и Конституций? Какой источник права является ведущим в континентальной системе права?

При изучении источников романо-германской правовой семьи нужно считаться с растущей ролью судебной практики, принимать во внимание ученые доктрины и правовые обычаи.

Б. АНГЛОСАКСОНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ.

По своим основным параметрам, включая географические, культурные, исторические и иные факторы, именно англосаксонская правовая семья может соперничать с романо-германским правом. Под ее регулятивным воздействием находится почти одна треть населения земного шара.

Учитывая особенности исторического развития англосаксонской правовой семьи, ее изучение должно начинаться с изучения английского права. Важно помнить о том, что по своей природе и содержанию данная правовая семья является судейским правом. Практически все исследователи обращают внимание на ярко выраженный казуальный характер этого права. Не забывают они подчеркнуть незначительность влияния римского права в Англии. Среди важнейших особенностей англосаксонского права обычно упоминается и примат процессуального права над материальным правом. Эта особенность самым тесным образом связана с судейским происхождением англосаксонского права. Оно, в свою очередь, привело к тому, что английские суды уделяли первостепенное внимание не столько самому судебному решению, сколько порядку, процедуре принятия этого решения. В результате английское право стало правом процессуалистов и практиков. Здесь стоит вспомнить о том, определении, которое было дано этому праву Г.С. Мэном.

Рассматривая строение англосаксонского права, следует ответить на вопрос, почему оно не знает деления на право частное и право публичное? Какие собственные структурные аналоги сложились в Англии? Почему чисто английские понятия и термины зачастую совершенно непереводимы на другие языки? В рамках этого же вопроса нужно изучить основные особенности траста – доверительной собственности. Важно понять, чем траст отличается от континентальной конструкции права собственности. Завершая рассмотрение данного вопроса, необходимо вернуться к проблеме казуальности английских правовых норм. После этого будет легче ответить на вопрос: почему англосаксонская правовая семья получила название «открытой системы»?

Вопрос об источниках англосаксонского права самым тесным образом связан с вопросом об английской судебной системе. Нужно знать, что в Англии понимается под высоким правосудием? Какие суды включаются в эту подсистему? Решения каких судов, и в каком количестве подлежат обязательной публикации? Что такое правило прецедента? Каковы его пределы?

Хорошо известно, что по сравнению с прецедентом закон в Англии довольно долго рассматривался в качестве «инородного тела». Рассматривая данный феномен, надо знать о том, что закон тогда приобретал юридическую силу в глазах английского юриста, когда он был адаптирован судебной практикой. В современный же период наблюдается растущая роль закона. Но сила инерции правового мышления по-прежнему велика. Поэтому закон в Англии не смог завоевать таких же позиций, что и на континенте.

Завершая изучение вопроса об источниках англосаксонской правовой семьи, необходимо рассмотреть такие источники, как ученая доктрина, правовой обычай и «разум». Важно понять, роль и место каждого из перечисленных источников в системе источников англосаксонского права.

ТЕМА 15. УСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИСТСКОЙ ДИКТАТУРЫ В ГЕРМАНИИ.

При подготовке к данной теме необходимо, прежде всего, обратить внимание на социально-экономические, политические и идеологические факторы, которые обостряли кризисную ситуацию в Веймарской республике. Именно они способствовали политической нестабильности в тогдашней Герани и, наряду с некоторыми положениями конституции 1919 г., способствовали установлению нацистского режима.

Особого внимания заслуживает ст. 48 Конституции о чрезвычайном положении, а также те статьи, которые касались широких полномочий президента, в том числе его права назначать всех высших должностных лиц империи, включая канцлера (ст. 46, 53 и др.), отменять с помощью референдума законы, принятые рейхстагом (ст. 73), и пр.

Затем необходимо уяснить вопрос о легитимности прихода А. Гитлера к власти в 1933 г. Тщательно изучить то, как изменился юридический и фактический статус правительства в условиях нацистского господства.

Из общей массы законов нацистской Германии необходимо выделить те акты и положения, которые свидетельствовали о принципиальном изменении формы и содержания государства, о полной ликвидации демократических принципов и институтов Веймарской конституции 1919 г.

Первая группа актов касалась изменений в политической системе Германии, в том числе утверждения монопольного положения нацистской партии, при ликвидации всех других политических партий и движений.

Вторая – законодательно закрепляла всевластие «вождя партии и народа» А. Гитлера, сосредоточение в руках фюрера всех высших государственных и партийных постов.

Третья группа законов ставила своей целью изменения в форме правления (при формальном сохранении республиканского строя) и разрушении федерального государственного устройства.

Четвертая – была посвящена деятельности репрессивных органов и террористическим методам и средствам осуществления внутренней и внешней политики.

Пятая – была направлена на перестройку государственных органов, военной машины и их функций с целью осуществления внешнеполитических задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: