Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

Виды самостоятельной работы:

Ø изучение нормативного материала, основной и дополнительной литературы в целях самоподготовки

Ø конспектирование научной литературы по заданию преподавателя

Ø подготовка к занятиям, проводимым в интерактивной форме

Ø анализ актуальных научных проблем исторического развития зарубежного государства и права в юридической периодике (журналы «Государство и право», «Правоведение», «История государства и права», «Древнее право»), составление на этой основе эссе и подготовка докладов.

Формы текущего контроля:

v опрос

v проверка конспектов

v тестирование (контрольная работа)

v проверка и обсуждение в группе подготовленных докладов и эссе.

Форма рубежного контроля – письменная контрольная работа.

Форма промежуточной аттестации - зачет.

Форма промежуточной аттестации - экзамен.

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно с ежегодным обновлением банка. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.

Модуль 1.

Тема 1. Предмет, методология, основная цель и задачи истории государства и права зарубежных стран, периодизация курса

Вопросы для самоподготовки:

1. Проанализируйте следующее высказывание: «установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии». Какое понятие раскрывается в данном определении?

2. Объясните, отличается ли периодизация истории государства и права зарубежных стран от периодизации истории общества?

3. Перечислите исторические разновидности стадиального подхода к периодизации истории общества и государства.

4. Еще в конце XVII в. немецкий ученый, исходя из единого принципа, разделил историю на три эпохи: древнюю, средневековую и новую. Верхней границей первой эпохи он избрал падение Рима в 476 году, а второй – падение Нового Рима – Константинополя в 1453 году, а третья, по его мнению, продолжается доныне. Установите имя данного ученого и тот принцип, который был положен в основу его периодизации всемирной истории.

5. Перечислите и охарактеризуйте основные виды формационного подхода к истории государства и права зарубежных стран.

6. Каковы основные недостатки т. н. «пятичленки»?

7. Каково соотношение между стадиальной схемой И. Келлера и «пятичленкой»? Найдите общее и особенное.

8. Объясните, что такое европоцентризм? Каковы его последствия для формационной характеристики Востока?

9. Перечислите исторические разновидности цивилизационного подхода к истории государства и права зарубежных стран?

10. Перечислите и раскройте достоинства и недостатки «теории локальных цивилизаций».

11. Дайте краткую характеристику новейшим цивилизационным схемам, предложенным отечественными учеными.

12. Дайте свой ответ на вопрос: возможен ли синтез формационного и цивилизационного подходов.

Задания:

1. Подготовка к тестированию Тест №1.

2. Подготовка к контрольной работе по теме «Основные разновидности формационного и цивилизационного подходов к периодизации истории государства и права зарубежных стран» (вариативная часть СМР, которая может быть использована преподавателем в случае технических неполадок в ЭВМ и других нестандартных ситуациях)

3. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя

Тема 2. Общественный и государственный строй древневосточных цивилизаций

Вопросы для самоподготовки:

1. Какой из этапов социально-политической истории первобытного общества может быть отождествлен с началом эпохи государствообразования, а какой с ее завершением?

2. Что такое вождество? Почему именно вождество обычно рассматривается в качестве ключевого этапа государствообразования? Что общего между вождеством и ранним государством?

3. Осветите эволюцию взглядов Ф. Энгельса на причины образования древневосточного государства. Установите несовместимость причинной схемы, содержащейся в «Происхождении семьи, частной собственности и государства», со схемой, изложенной Энгельсом в «Анти-Дюринге». Какая из трактовок, предложенных в разное время Энгельсом, ближе к истине?

4. Перечислите и раскройте глубинные причины государствообразования на Востоке. В чем заключается вклад Платона, Э. Сервиса, Л.С. Васильева и В.П. Илюшечкина в решение этой проблемы?

5. Чем условия государствообразования отличаются от его причин и факторов? Дайте краткую характеристику взглядам Р. Карнейро и Х. Классена на условия государствогенеза.

6. Перечислите и раскройте основные особенности восточного государствогенеза. Чем возникновение государства на Древнем Востоке отличается от аналогичного процесса на античном Западе?

7. Перечислите и раскройте основные пути возникновения государства на Древнем Востоке. Осветите соотношение первичных и вторичных государств.

8. Перечислите и раскройте основные признаки раннего государства. Чем ранние государства Востока отличались от вождеств? Каково соотношение ранних и зрелых государств на Древнем Востоке?

9. Объясните, кто на Древнем Востоке с полным правом мог сказать: «государство – это мы»? Какой смысл вкладывается в слова: государственность Востока – профессиональная государственность? О каких профессионалах в данном случае идет речь?

10. Перечислите признаки империи. Чем имперские государства отличались от государств-гегемоний и ранних государств? Все ли восточные империи характеризуются централизованным военно-бюрократическим аппаратом? Почему империи порой определяются в качестве суперсложных государств?

11. Кем и когда был сформулирован «идеальный тип» деспотизма? Какое отношение к нему имеют государственно-правовые порядки, сложившиеся во Франции в XVIII в.?

12. Перечислите признаки восточной деспотии. Какой из них может быть охарактеризован в качестве синонима данной политической формы?

13. Существовали ли на Востоке свои собственные «сдержки и противовесы», которые ограничивали произвол чиновников и самого правителя?

15. Объясните, почему в нашей стране состоялись три дискуссии об «АСП» - «азиатском способе производства»?

16. Перечислите основные признаки «АСП». Объясните, чем «АСП» отличается от «ГСП» - «государственного способа производства» и «НСП» - «неартикулированного способа производства»?

17. Какая из трех формационных конструкций наиболее адекватно отражает параметры восточной государственности? Назовите их общие недостатки.

18. Как вы понимаете высказывание: «За исключением евро-атлантических государств весь остальной мир был идеакратичным»?

Задания:

1. Подготовка к тестированию (Тест №2).

2. Подготовка к к онтрольной работе по теме «Основные этапы развития государства на Древнем Востоке», либо по теме «Основные этапы возникновения древневосточной государственности» (Вариативная часть СМР).

3. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя

Тема 3. Историческое развитие права на Древнем Востоке

Вопросы для самоподготовки:

1. Каковы основные особенности права на Древнем Востоке, отразившие его возникновение и развитие?

2. Какова структура Законов царя Хаммурапи?

3. Назовите основные источники права, которые были использованы при составлении сборника законов?

4. Назовите виды земельной собственности, существовавшие в Вавилоне?

5. Перечислите и охарактеризуйте социально-правовые слои вавилонского общества?

6. Существовало ли в древней Вавилонии общее понятие преступления?

7. Какие виды преступлений можно выделить из содержания сборника Законов?

8. Назовите основные виды наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи?

9. Какой характер носил судебный процесс по Законам Хаммурапи?

10. Как соотносятся между собой Законы Ману и дхармашастры?

11. Назовите способы возникновения права собственности, существовавшие в соответствии с Законами Ману?

12. Какие уголовно-правовые понятия были известны законам Ману?

13. Перечислите виды наказаний, предусмотренные Законами Ману?

14. Какой характер носил судебный процесс по Законам Ману?

Задания:

1. Подготовка к тестированию (Тест №3).

2. Подготовка к к онтрольной работе по теме «Сравнительная характеристика законов Хаммурапи и законов Ману» (Вариативная часть СМР).

3. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

Тема 4. Генезис античного государства

Вопросы для самоподготовки:

1. В переводе с греческого «талассократия» буквально означает «морская власть». Какой державе вплоть до XVI в. до н. э. принадлежало господство на морях? Почему ей же подчинялись Балканы?

2. В расшифрованных табличках крито-микенского периода упоминаются множество работников-профессионалов. Среди них фигурируют: земледельцы, скотоводы, воины, гребцы, гончары, плотники, кузнецы, оружейники, золотых дел мастера, каменщики, письмоносцы. Объясните, какой типологический признак сближает крито-микенские государства с государствами Востока? Кто на Востоке мог сказать, что «государство – это мы!».

3. Почему политическим символами и административными центрами как островной, так и континентальной государственности Эгеиды служили дворцы? Объясните, почему дворцы Алкиноя и Одиссея не могли стать предметом внимания и признания со стороны традиционной государственности Востока? Когда и почему отпала былая зависимость сельских общин от дворцов? Какую роль в этом процессе сыграло дорийское нашествие?

4. Перечислите и раскройте основные причины крушения крито-микенской цивилизации и формирования на её обломках государств нового исторического типа. Объясните, почему процесс возникновения античных государств нередко отождествляется с мутацией? Почему в Греции в отличие от Востока вновь не возродилась профессиональная (бюрократическая) государственность?

5. Какую роль в процессе перехода от варваризованного общества к цивилизации нового типа (античной цивилизации) сыграло пиратство? Почему на территории Эгеиды угроза пиратских набегов становится постоянной? Порождала ли она потребность в интеграции побережья по общности интереса? Почему интеграция по общности интереса в защите и нападении представляла собой интеграцию нового «гражданского» типа?

6. Общеизвестно, что Аристотель определял современных ему греков в качестве существ политических. Какое отношение это определение имеет к феномену гражданской государственности?

7. Перечислите и раскройте основные пути государствообразования в постмикенский период. Каковы основные результаты ионийского движения на Восток? Каким образом ионийцам удалось разрешить главное внутреннее противоречие и обеспечить себе возможность ускоренного социально-политического развития?

8. Где сложились знаменитые политико-правовые принципы: исономия и исэгория? Перечислите и раскройте достоинства и недостатки ионийских полисов. Примыкали ли к ним древнейшие Афины? Где впервые стали применять классическую форму рабства?

9. Какая форма собственности стала доминировать в античном мире? На какой основе она была сформирована?

10. Установите, какие государства существовали дольше: античные республики или древневосточные монархии? К каким выводам подводит сравнительная недолговечность существования государств того или иного типа и неспособность ни Афин, ни Спарты, ни Фив политически объединить Элладу в границах общего для всех греков имперского государства?

Задания:

1. Подготовка к тестированию (Тест №4).

2. Подготовка к контрольной работе по теме «Основные пути возникновения античных государств» (Вариативная часть СМР).

3. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя

4. Подготовка к обсуждению эссе «Пути и формы возникновения государства в античном мире»

Тема 5. Историческое развитие афинской республики

Вопросы для самоподготовки:

1. Когда и почему на территории Аттики появляется первоначальное государство? Почему реформы, приписываемые афинскому басилею Тесею, Энгельсом были охарактеризованы как «первая попытка образования государства»? Имело ли место вмешательство извне в процесс государствообразования в Афинах?

2. Освещая обстановку в Аттике VIII – VII вв. до н. э., Аристотель отмечал: «вообще земля была в руках немногих». Объясните, как аттическое крестьянство отреагировало на рост безземелья, нищеты и порабощения? Почему аттическая аристократия была вынуждена уступить демосу и согласиться на избрание судьи-устроителя?

3. Кто и когда отменил в Афинах долговое рабство? Какими полномочиями обладал «эйсимнет».

4. Как можно объяснить высказывание Солона: «Мне равно не по душе – силой править тирании, или в пажитях родных дать худым и благородным долю равную иметь»?

5. Сколько реформ удалось осуществить Солону? Каким образом древние греки оценили его реформаторскую деятельность? Что они считали наиболее важным делом Солона?

6. Прав ли был Энгельс, отождествляя два процесса: возникновение государства и победу демократического строя в Афинах? Почему и то, и другое он относил к началу VI в. до н. э.?

7. Какие факты и аргументы свидетельствуют о несостоятельности учения Энгельса о «классической форме» возникновения государства? Когда на самом деле Афины становятся «школой Греции»?

8. Перечислите и раскройте основные реформы Клисфена. Почему древние греки, определяя характер власти Клисфена, называли его не тираном, а «простатом», т. е. «впередистоящим» вождем народа?

9. Чужеземный мудрец, побывавший в Афинах, так отозвался о Народном собрании. «Удивительно, сказал он, - у эллинов говорят умные люди, а решают государственные дела дураки». Что имел в виду чужеземец? Был ли он прав?

10. Кто в Афинах заложил основы демократии, а при ком афинский демос добивается окончательной победы? Была ли афинская демократия уникальной или же ей можно подыскать в истории соответствующие аналоги?

11. В 403 г. до н. э., после свержения «тридцати тиранов», в Афинах появляется постановление: «Народ решил, Тисамен внес предложение: афинянам иметь государственный строй согласно установлениям отцов; законами пользоваться Солоновыми, и его же мерами и весами…». Что нового вы узнали из фрагмента этого постановления?

Задания:

1. Подготовка к тестированию (Тест №5).

2. Подготовка к к онтрольной работе по теме «Сравнительная характеристика государственного строя Афин и Спарты» (Вариативная часть СМР).

3. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя

4. Подготовка к обсуждению эссе «Проблемы развития демократии в Афинах».

Тема 6. Историческое развитие римской республики

Вопросы для самоподготовки:

1. Перечислите и раскройте основные причины образования государства в Риме.

2. Назовите основные факторы государствогенеза. Какой из них сыграл наибольшую роль в ранней римской истории? Можно ли его рассматривать в качестве одной из причин образования государства в Риме?

3. За что плебеи боролись с патрициями? Почему плебеи постепенно добились своих целей? Что сделал для плебеев Сервий Туллий?

4. Кто в Риме мог стать членом сената? Каковы были обязанности и права сенаторов?

5. Кто участвовал в народном собрании Рима? Какие вопросы там решались?

6. Кто и как выбирал в Риме консулов и преторов? Кто мог быть избран на эти две разные должности?

7. Каковы были обязанности и права преторов и консулов Рима? Почему нужны были эти две разные должности?

8. Кто и как выбирал в Риме народных трибунов? Каковы были их права и обязанности?

9. Для чего нужна была в Риме должность цензора? Чем отличались его обязанности от задач современного цензора?

10. Что означает слово «республика»? Какой была Римская республика в 500 году до н. э. – демократической или аристократической? Изменилось ли это состояние государственного строя к 200 году до н. э.?

11. Каков смысл слов «народный трибун»? Какие еще были трибуны и чем о них отличались народные трибуны? Кто исполнял отдельные обязанности народных трибунов до того, как появилась эта должность?

12. Какие из сословий и учреждений римской республики Аристотель отнес бы к аристократии, какие – к демократии, какие – к монархии?

Задания: 1. Подготовка к тестированию (Тест №6).

2. Подготовка к контрольной работе по теме «Сравнительная характеристика государственного строя республиканского Рима и Афин» (Вариативная часть СМР).

3. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

4. Подготовка к экспресс-игре №1 «Сравнительная характеристика государственного строя республиканского Рима и Афин».

Модуль 2.

Тема 7. Возникновение и развитие государства средневековой европейской цивилизации

Вопросы для самоподготовки:

1. Какова роль внешних факторов, например, завоевания германцами провинций Западной Римской империи в процессе германского государствогенеза? Что нового вы узнали о причинах возникновения ранних германских королевств?

2. Сопоставьте процессы возникновения государства в сфере романо-германского синтеза и вне ее. Установите общее и особенное.

3. Что нового вы узнали о германских элементах синтеза? Какие римские элементы принимали участие в синтезе?

4. Что нового вы узнали о задачах государства средневековой европейской цивилизации?

5. Почему государства, основанные германцами, в советской литературе нередко назывались раннефеодальными? Почему только отдельными отечественными учеными они именовались «варварскими»?

6. Что нового вы узнали о политическом (государственном) режиме, господствовавшем в ранних германских королевствах? Как оценивался данный режим их современником святым католической церкви Аврелием Августином? Насколько близка его точка зрения воззрениям профессора Феду?

7. Какие модели государства использовались германцами в процессе государственного строительства? Какая из них была главной?

8. Что такое «доместикация» государственной службы у германцев? Наблюдались ли сходные процессы у восточных славян?

9. Что произошло с понятием государства как «общего дела»? Почему понятия государственной границы и столицы государства становятся неопределенными?

10. Какой смысл вкладывался в понятие «res privata»? Каким было соотношение между частным и публичным правом?

11. Как соотносятся между собой две идеи: имитации империи и трансляции империи?

Задания:

1. Подготовка к тестированию (Тест №7).

2. Подготовка к к онтрольной работе по теме «Особенности возникновения ранних германских королевств» (Вариативная часть СМР).

3. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя

4. Подготовка к экспресс-игре №2 «Историческое соотношение раннего германского королевства и римской империи»

Тема 8. Историческое развитие средневекового европейского права

Вопросы для самоподготовки:

1. Известно, что средневековое европейское право было сложным по своей структуре. Известно и то, что оно структурировалось в соответствии с одним из фундаментальных средневековых принципов. Назовите данный принцип и установите, соответствует ли данному принципу привычная отраслевая структура права, предусматривающая выделение права уголовного, гражданского, административного, финансового и т. п.?

2. Известно, что система источников средневекового европейского права была многообразной. Известно и то, что роль различных источников права на разных этапах средневековья была неодинаковой. Установите, какие из источников права доминировали в период раннего средневековья, какие на этапе зрелого средневековья, а какие в период высокого средневековья?

3. Объясните, почему первый период в развитии средневекового европейского права получил название «периода господства обычного права»?

4. Назовите основные признаки обычного права. Установите, какой из них наиболее очевиден и доступен обыденному сознанию?

5. Найдите буквальный перевод одного из памятников средневекового германского права «Pacta leqis Salicae». Объясните, почему он не совпадает с привычным названием «Салическая Правда»?

6. Установите, какие правовые преграды возникали на пути распространения римского права во Франции и в Германии?

7. Объясните, почему М. Блок уподобил процесс распространения римского права во Франции «эффекту масляного пятна»? Подумайте над тем, какое отношение к данному вопросу имеет гегелевская триада: тезис, антитезис и синтез?

8. Какая римская идея лежит в основе средневекового высказывания: «страна на праве строится»? Почему данная идея на европейском континенте возрождается только в XIII столетии?

9. Объясните, почему королевское законодательство становится одним из ведущих источников права сравнительно поздно – на этапе высокого средневековья? Какой социально-политической группе Западная Европа обязана растущим авторитетом королевского законодательства?

10. Перечислите и раскройте основные достижения глоссаторов, постглоссаторов, легистов и гуманистов. Объясните, чем данные правовые школы отличались друг от друга?

11. В какой из стран Западной Европы римское право заменяет собой право национальное?

12. Объясните, почему в университетах средневековой Европы не изучали национальное право? Какое право было положено в основу университетского образования?

Задания:

1. Подготовка к тестированию (Тест №8).

2.Подготовка к к онтрольной работе по теме «Роль университетов в развитии средневекового европейского права» (Вариативная часть СМР).

3. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя

4. Подготовка к экспресс-игре №3 «Историческое соотношение обычного права и возрожденного римского права».

5. Подготовка к обсуждению эссе «Проблемы возрождения римского права в средневековой Европе».

Тема 9. Становление и развитие Византийской империи

Вопросы для самоподготовки:

1. Каким было соотношение Pax romana и Pax Christiana в Византии? В чем заключаются специфические черты византийского варианта общественно-политического развития?

2. Сколько этапов в своем развитии прошло византийское государство?

3. Каково содержание первого этапа византийского государства?

4. Каково содержание второго этапа византийского государства?

5. Каково содержание третьего этапа византийского государства?

6. Как изменилась атрибутика императорской власти в VII-IX вв.?

7. Какими властными полномочиями обладал Василевс?

8. Каким образом было организовано византийское чиновничество?

9. Какое место в иерархии государственных органов занимал государственный совет? Как он назывался?

10. Каково соотношение государства и церкви в Византии? Каков первоначальный смысл слова «симфония»?

11. Каково историческое значение Византии для России и для стран Запада?

Задания:

1. Подготовка к тестированию (Тест №9).

2. Подготовка к к онтрольной работе по теме «Историческое соотношение Византии и Римской империи» (Вариативная часть СМР).

3. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя

4. Подготовка к экспресс-игре №4 «Историческое соотношение Византии и Римской империи»

Тема 10. Арабский халифат

Вопросы для самоподготовки:

1. Многие считают, что в 630-х годах на Ближнем Востоке произошло «чудо»: незаметные ранее племена арабов, многие из которых вели кочевой образ жизни, объединились в сильную военную державу – халифат. Согласны ли вы с такой точкой зрения. Перечислите и раскройте основные причины образования арабского халифата.

2. Какие полномочия, каких должностных лиц соединил в своих руках Мухаммад, став фактическим правителем Медины?

3. Кого мусульмане считали «праведными» халифами? Как много их было в истории халифата?

4. Каков смысл и происхождение титулов восточных правителей: халиф, эмир, султан, паша, хан, шах? Кто и когда принял титул амир ал-муминин?

5. Какой смысл в арабском халифате приобрело персидское слово «диван»?

6. Какие виды налогов были установлены в халифате? Какие из них были заимствованы у персов? Кого принуждали выплачивать «джизию»?

7. Был ли арабский халифат имперским государством? Свой ответ обоснуйте.

8. К какому историческому типу принадлежал арабский халифат? Почему его нельзя относить к феодальным государствам? Какая форма собственности доминировала в халифате?

9. Сколько периодов обычно выделяют в истории арабского халифата? Как они называются? Каково их содержание?

10. Как называлось высшее должностное лицо, ставшее главным советником при халифе? Какие изменения произошли в объеме их властных полномочий с течением времени?

11. Каким было соотношение судебных и административных функций в халифате?

12. Установите роль и место армии в системе органов арабского халифата. Какие изменения она претерпела по мере развития халифата?

Задания:

1. Подготовка к тестированию (Тест №10).

2. Подготовка к к онтрольной работе по теме «Основные особенности возникновения теократического государства у арабов» (Вариативная часть СМР)

3. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя

4. Подготовка к экспресс-игре №5 «Халифат при Омейядах и Аббасидах: общее и особенное», к обсуждениюэссе «Проблемы возникновения теократического государства у арабов».

Тема 11. Историческое развитие мусульманского права

Вопросы для самоподготовки:

1. Каково соотношение мусульманского права и ислама? Тождественны ли эти понятия? Может быть мусульманское право – это составная часть ислама?

2. Для какой группы норм мусульманского права характерны: общее происхождение, сходная структура и общий механизм действия? Составляют ли они большинство норм мусульманского права? Каково их соотношение с мононормами?

3. Каким путем была создана большая часть норм мусульманского права? Кто является их создателем: муджтахиды или кади?

4. Как следует понимать словосочетание – «адатный ислам»? Наблюдался ли данный феномен у народов нашей страны?

5. Установите соотношение понятий: «биюридизм» и «полиюридизм»? Имели ли они место у народов нашей страны, исповедовавших ислам?

6. Осветите соотношение мусульманского права и канонического права средневековой Европы. Определите общее и особенное.

7. Установите, какое из двух явлений: шариат или фикх может быть отождествлено с мусульманским правом? Наблюдается ли при этом полное тождество?

8. Осветите систему источников мусульманского права. Установите, какой же из них на деле является главным источником мусульманского права?

9. Какой из этапов эволюции мусульманского права получил название «нормативно-казуального»? Объясните, почему он так называется?

10. Когда появляются первые мазхабы, создавшие мусульманские толки (риты)? Назовите 4 ортодоксальных толка или суннит? Кем они были основаны и в каких современных странах ныне действуют данные толки?

11. Когда в исламском мире на смену «золотому веку» мусульманского права приходит век таклида? Объясните, почему второй этап развития мусульманского права нередко называется «золотым веком»? Что нового происходит на третьем этапе развития мусульманского права?

12. Осветите отраслевую структуру мусульманского права. Объясните, почему мусульманское международное право считается отраслью права мусульманских стран?

Задания:

1. Подготовка к тестированию (Тест №11).

2. Подготовка к к онтрольной работе по теме «Основные этапы развития мусульманского права» (Вариативная часть СМР).

3. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя

4. Подготовка к экспресс-игре №6 «Историческое соотношение мусульманского права и канонического права»

Модуль 3.

Тема 12. Возникновение США. Эволюция государственного строя США

Вопросы для самоподготовки:

1. Какие различия существовали в организации управления и правовом статусе колоний?

2. Каковы причины конфликта между колониями и метрополией?

3. Каковы идейно-теоретические и политико-организационные предпосылки войны за независимость?

4. Когда и как появилась Декларация независимости? Какие идеи она содержала?

5. Дайте общую характеристику Статьям Конфедерации 1781 г.

6. Каковы внешние и внутренние предпосылки эволюции американской конфедерации в федерацию?

7. Когда и как был созван конституционный конвент? Каким образом происходила разработка Конституции США?

9. В чем состоят особенности ратификации Конституции США?

10. Перечислите и раскройте основные принципы государственного строя США по Конституции 1787 г.

Задания:

1. Подготовка к тестированию (Тест №12).

2. Подготовка к к онтрольной работе по теме «Основные принципы государственного строя США по Конституции 1787 г.» (Вариативная часть СМР).

3. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

4. Подготовка к обсуждению эссе «Проблемы разработки Конституции США 1787 г.».

Тема 13. Становление и развитие государства индустриальной цивилизации во Франции

Вопросы для самоподготовки:

1. Какие проблемы существуют при периодизации революционного процесса во Франции?

2. В чем заключается значение французской революции XVIII в.?

3. Назовите основные предпосылки французской революции XVIII в.?

4. Когда и почему была принята Декларация прав человека и гражданина? Какие идеи был положены в её основу?

5. Чем отличается французская Декларация от американской?

6. Каковы отличительные черты Декларации прав и Конституции, принятых якобинцами?

7. Какой комитет стал выполнять функции революционного правительства в якобинской Франции?

8. Когда и почему единственным способом якобинского правления становится террор?

9. Кто и когда сверг якобинское правление?

10. Какой режим пришел на смену якобинской диктатуре?

11. Каковы отличительные черты Декларации прав и обязанностей, Конституции, принятых термидорианцами? Задания:

1. Подготовка к тестированию (Тест №13).

2. Подготовка к к онтрольной работе по теме «Историческое соотношение Декларации независимости США 1776 г. и Декларации прав человека и гражданина 1789 г.» (Вариативная часть СМР).

3. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

4. Подготовка к ролевой игре, представляющей собой «суд истории», посвященный «Крушению французского абсолютизма и переходу к республике».

5. Подготовкак обсуждению эссе «Причины крушения французского абсолютизма».

Тема 14. Формирование фундаментальных правовых систем индустриальной цивилизации

Вопросы для самоподготовки:

1. Какие структурные макрокомплексы присущи романо-германскому праву?

2. Установите основные особенности публичного и частного права стран Западной Европы?

3. Перечислите основные источники романо-германской правовой семьи. Какие из них стали главенствующими в эпоху нового времени?

7. Чем континентальное нормопонимание отличается от англосаксонского?

8. В чем состоят специфические признаки англосаксонского права?

9. Назовите основные этапы становления и развития англосаксонского права. Определите характерные черты каждого из них?

10. Какой источник права является главным в Англии? В чем состоят особенности его применения на практике?

11. Каковы место и роль законов, доктрины, правового обычая и «разума» в системе источников англосаксонского права?

Задания:

1. Подготовка к тестированию (Тест №14).

2. Подготовка к к онтрольной работе по теме «Историческое соотношение романо-германской и российской правовых систем» (Вариативная часть СМР).

3. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

4. Подготовка к обсуждению эссе «Проблемы генезиса романо-германской правовой семьи», «Историческое соотношение правовых систем: континентальной и российской».

Модуль 4.

Тема 15. Установление нацистской диктатуры в Германии

Вопросы для самоподготовки:

1. Определите понятие «нацистская диктатура». Каково соотношение нацистского режима с другими тоталитарными режимами?

2. Какие организации причисляют к политическим предпосылкам нацистского режима?

3. В чем заключаются идеологические предпосылки нацистской диктатуры?

4. Установите основные элементы механизма нацистской диктатуры?

5. Какие организации входили в аппарат организационного воздействия?

6. Каково строение карательного аппарата?

7. Какова структура СС?

8. Каким было соотношение нацистской армии и государства?

9. Какие принципы были характерны для пропагандистского аппарата?

Задания:

1. Подготовка к тестированию (Тест № 15).

2. Подготовка к к онтрольной работе по теме: «Механизм нацистской диктатуры» (Вариативная часть СМР).

3. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

Тема 16. Крушение колониальной системы империализма и образование национальных государств

Вопросы для самоподготовки:

1. Назовите ленинское определение колониализма. Выявите его основные недостатки. Чем современная трактовка понятия «колониализм» отличается от ленинской?

2. Установите основные стадии эпохи колониализма.

3. Назовите наиболее общие черты, характерные для государств «третьего мира».

4. Чем объяснить почти фатальную неизбежность притяжения стран «третьего мира» к авторитарному режиму? Какие варианты авторитаризма наиболее часто фигурируют среди политических режимов в странах «третьего мира»?

5. Каковы основные черты квази-демократических режимов?

6. Каковы основные признаки неотрадиционалистских режимов?

7. Как связаны между собой «фундаменталистские» религиозные течения и клерикально-мобилизационные режимы?

8. Выявите основную тенденцию развития форм правления в «третьем мире»?

9. Установите основные особенности федеративных государств в «третьем мире»?

10. Каково воздействие концепции «политической модернизации» на политико-правовое развитие стран «третьего мира»?

Задания:

1. Подготовка к тестированию (Тест № 16).

2.Подготока к к онтрольной работе по теме «Пути и формы возникновения государств «третьего мира» (Вариативная часть СМР).

3. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow