III. Материалы для текущей и итоговой аттестации слушателей

3.1. Вопросы к зачёту по курсу «История коррекционной педагогики»

1. Тенденции развития представлений о человеке с особенностями психофизического развития в исто­рии философской мысли.

2. Эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в психофизическом развитии.

3. Основные этапы становления и развития коррекционной педагогики.

4. Развитие взглядов на людей с особенностями психофизического развития в первый период эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии.

5. Зарождение идей о возможности воспитания и обучения лиц с особенностями психофизического развития во втором периоде эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии.

6. Становление коррекционной педагогики как самостоятельной отрасли знаний в третий период эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии.

7. Развитие теории и практики образования лиц с особенностями психофизического развития в четвертом периоде эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии.

8. Развитие интеграционных тенденций в образовании лиц с особенностями психофизического развития в пятом периоде эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии.

9. Развитие коррекционной педагогики в контексте современных педагогических парадигм: когнитивно-информационной, личностной, культурологической, компетентностной.

10. Развитие сети учреждений для детей с особенностями психофизического развития в современных условиях.

11. Дайте анализ обучения детей с проблемами в развитии в разных странах мира.

12. Смысл идеи независимой жизни для лиц с особенностями психофизического развития.

13. Правовые документы, отечественные и международные, в которых закреплены права лиц с особенностями психофизического развития.

14. Раскройте стратегию и тактику (в ретроспективе) в развитии отече­ственной системы специального образования и государственной сис­темы помощи детям с особыми проблемами.

15. Вклад дефектологов БССР в развитие теории и практики воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития.

16. Система специального образования Республики Беларусь, её трансформирование на современном этапе развития общества: организационно-структурные преобразования, совершенствование содержания и научно-методического обеспечения.

17. Подготовка специалистов-дефектологов в Республике Беларусь.

18. Сравнительный анализ системы организации специального (коррекционного) образования в России и Республике Беларусь.

19. Развитие на рубеже XX и XXI вв. новых типов и видов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений в Республике Беларусь.

20. Интеграционные (образовательные) процессы в Республике Беларусь.


Тематика рефератов

1. Периодизация отношения государства и общества к лицам с особенностями психофизического развития и эволюции систем специального образования.

2. Первые сведения о речевых расстройствах, этиологии и приёмах их преодоления.

3. Представления древних славян о речевых расстройствах и приёмах их устранения.

4. Переосмысление гражданских прав людей с сенсорными, умственными и речевыми нарушениями и первые прецеденты открытия специальных школ.

5. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах выдающихся отечественных просветителей и педагогов-гуманистов (по материалам статьи В. И., Селиверстова, Ю. Г. Гаубих).

6. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах выдающихся зарубежных просветителей и педагогов-гуманистов (по материалам статьи В. И., Селиверстова, Ю. Г. Гаубих).

7. Разработки советской школы дефектологии.

8. Становление логопедии как науки.

9. Организация массовой логопедической помощи населению в СССР.

10. История становления и развития системы специального образования на территории Беларуси.

11. Трансформирование системы специального образования в Республике Беларусь на современном этапе. Выделение новых проблем логопедии и логопедагогики, пути их решения.


IV. Список рекомендуемой литературы

4.1. Основная литература

1. Бобла, И.М. История становления и развития специального образования детей с особенностями психофизического развития в Беларуси / И.М. Бобла, И.Ю. Макавчик. - Мн., 2010.

2. Варёнова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие для студентов дефектол. специальностей вузов / Т.В. Варёнова. - 2-е изд., доп. – Мн.: Асар, 2007. – 320 с.

3. Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2007.

4.2. Дополнительная литература

  1. Азбукин, Д.И. Дефектологическое движение в СССР за последнее десятилетие / Д.И. Азбукин // Вопросы дефектологии. – 1928. - № 1.
  2. Азбукин, Д.И. Развитие специальной психологии и специальной педагогики в СССР за последние десять лет десятилетие / Д.И. Азбукин // Учён. зап. МГПИ им. В.И. Ленина, 1947. – Т.49. – Вып.З. – С. 47-59.
  3. Азбукин, Д.И. Исторический очерк подготовки педагогов-дефектологов / Д.И. Азбукин // Учен. зап. МГПИ им. В.И. Ленина, 1950. – Т. 61. – Вып. 4. – С. 143-149.
  4. Айзенберг Б.,. Международные перспективы специального обучения в будущем / Б. Айзенберг, В. Лубовский // Дефектология. – 1982. - № 3. – С. 74-79.
  5. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В.М. Астапов. - М, 1994.
  6. Бобла, И.М. Развитие специального обучения и воспитания аномальных детей в дореволюционной Белоруссии / И.М. Бобла. - Мн., 1983.
  7. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. - М, 1995.
  8. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. - М, 1999.
  9. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. - М., 2001.
  10. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б. П. Пузанова. М, 1996.
  11. Жаворонков, Р.Н. Развитие инклюзивного образования в России на современном этапе: социально- правовые аспекты / Р.Н. Жаворонков // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». – 2011. - № 4.
  12. Замский, Х.С. История олигофренопедагогики / Х.С. Замский. - М., 1980.
  13. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века / Х.С. Замский. - М., 1995.
  14. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века / Х.С. Замский. - М., 1995.
  15. Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. – Мн.: Четыре четверти, 2007. – 208 с.
  16. Инклюзивное образование в Европе и России: опыт, проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции (г. Астрахань, 24 сентября 2008 г.) / Под ред. Л.Н. Давыдовой. - Астрахань, 2009.
  17. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 1998. – 160 с.
  18. Коррекционно-образовательные технологии: пособие для педагогов / науч. ред. А.Н. Коноплевой. – Мн.: НИО, 2004. – 176 с.
  19. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М, 1985.
  20. Основы дефектологии: учеб. пособие / В.В. Хитрюк. – Минск: Изд-во Гревцова, 2009. – 280 с.
  21. Условия и механизмы повышения качества специального образования / Под ред. Коноплевой А.Н. и др. - Мн., 2006.

Литература для самостоятельного изучения

1. Богословская, О.Н. Инклюзивная группа. Первый раз Текст. / О.Н. Богословская // Инклюзивное образование. Выпуск 1. М.: Центр «Школьная книга», 2010. — 179 с.

2. Голубева, Л.В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / Л.В. Голубева. СПб.: Учитель, 2011. — 76 с.

3. Лавринец, К.Ю. Инклюзивное образование: сущность, проблемы, перспективы развития / К.Ю. Лавринец // Современное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья; под ред. Лалетина Н.В. Красноярск, 2012. — 38 с.

4. Малофеев Н.Н. Интеграция и специальные образовательные учреждения / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. — 2008. — № 2. – С. 86—94.

5. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального обра­зования в России: результаты исследования как основа для построения про­граммы развития / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1997. - № 4.

6. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях / Н.Н. Малофеев. - М., 1996. Часть 1. – 182 с.

7. Малофеев, Н.Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России / Н.Н. Малофеев // Дефектология. – 2004. – № 6. – С. 67-74.

8. Поваляева, М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д, 2002. – 352 с.

9. Ратнер, Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 175 с.

10. Социальная политика современности: социологический анализ тенденций инклюзии: монография Текст.; под. Ред. Зайцева Д.В. и Ярской В.Н. Саратов: гос. техн. ун-т, 2010. — 132 с.

11. Фукс, Д. Обучение социальной работе как способ интеграции инвалидов в гражданское общество Текст. Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практика / Д. Фукс; под ред. Шаповалова В.К. - М., 2006. — 27 с.

12. Хрестоматия по логопедии: В 2 тт. Т. II. / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 656 с.

13. Шилов, B.C. Инклюзивное образование: российская специфика Текст. / B.C. Шилов // Вестник Герценовского университета. — 2008. — № 10 (60). — С. 44—45.

14. Шипицина, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицина, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова, Р.В. Демьянчук, Н.Н. Яковлева. – СПб.: Речь, 2003. – 240 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: