В познании выделяются две взаимосвязанные, но относительно самостоятельные ступени – чувственная и рациональная.
Чувственное познание осуществляется в трех основных формах: ощущениях, восприятиях и представлениях. Ощущение – это отражение в сознании отдельных сторон и свойств объективного мира. Именно с ощущений начинается познавательный процесс, так как они являются первым звеном, непосредственно связывающим сознание человека с внешним миром.
Цельное, но поверхностное отражение познаваемого объекта фиксируется в восприятии. Восприятие – это совокупность ощущений, воспроизводящая в сознании цельность объекта в его внешних характеристиках. Ощущения и восприятия из-за их непосредственной связи с отражаемым объектом и познающим субъектом, как правило, эмоционально насыщены, ярки, образны, конкретны. Но ощущения и восприятия не всегда могут дать человеку точное знание, так как в них не отражается существенное и закономерное в предметах и явлениях.
Способность воспроизводить ощущения и восприятия без непосредственного контакта с познаваемыми предметом или явлением называется представлением. Представления связаны с памятью человека, с возможностью многократного мысленного обращения к тем образам сознания, которые получены на основе уже прошедшей процедуры формирования ощущений и восприятий.
|
|
Представления, с одной стороны, завершают чувственное познание, а с другой – выступают переходной формой к рациональному познанию. Информация, которая содержится в чувственных формах познающего сознания, служит основой переосмысления, на которой могут возникать формы рационального познания.
Рациональное (или абстрактно-логическое) познание представляет более высокий и сложный уровень познания. Оно осуществляется в форме понятий, суждений, умозаключений, проблем, гипотез, теорий и др. Основными из них являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие – это логическая мысль о предмете, отражение предмета в его одном или нескольких существенных признаках. Сопоставим по различным основаниям представление как форму чувственного познания и понятие как форму логического познания, чтобы понять глубину различия между ними.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | ПОНЯТИЕ |
1. Чувственно-наглядный образ, формирующийся на основе непосредственного восприятия предметов и явлений | 1. Абстрактно-мысленный образ, формирующийся на основе опосредованной логической переработки чувственного материала |
2. Возникает стихийно или целенаправленно, при непосредственном восприятии действительности | 2. Возникает в процессе целенаправленной мыслительной деятельности как результат системы логических приемов |
3. Отражает любые признаки предмета – существенные и несущественные, как правило, внешние | 3. Отражает только существенные признаки предмета |
4. Является обычно ярким, «богатым» по форме, но не глубоким по содержанию | 4. Является неярким, «сухим» по форме, но глубоким по содержанию |
5. Может быть «смутным», расплывчатым, неясным и неопределенным по объему и содержанию | 5. По объему и содержанию должно быть ясным, точно очерченным и определенным |
6. Является достоянием субъекта познания, зависит от его опыта, возраста, профессии и т. п. Всегда является конкретным | 6. Является достоянием человечества, не зависит от субъекта познания. Всегда является абстрактным или абстрактно-конкретным |
7. Выражается в средствах обыденного или разговорного, неточного языка | 7. Выражается в словах или словосочетаниях теоретического и научно-теоретического языка |
Суждение – это завершенная мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов и явлений, о связях между предметами и их свойствами или об отношениях между предметами.
|
|
Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, связанных между собой, с логической необходимостью выводится новое суждение.
На основе понятий, суждений и умозаключений образуются комплексные, более сложные формы абстрактного мышления. С их помощью открываются существенные признаки, сущность и качество предметов и явлений, закономерности их организации и развития. Особенность абстрактно-логического познания мира заключается в том, что оно может осуществляться вне непосредственной связи с объектами познания.
Важную роль в процессе познания играет интуиция. Ее, однако, не всегда признают в качестве способа достижения новых знаний. Науке известны многие ученые, сделавшие открытия посредством интуиции (Архимед, Ньютон, Броун, Кекуле и др.). Богата такими фактами и история философии.
Общими чертами интуиции являются: непосредственное усмотрение истины, неосознанность путей и механизмов получения нового знания, внезапность. Необходимые условия получения интуитивного знания: 1) основательное знание материала, фундаментальная профессиональная подготовка; 2) наличие поисковой ситуации, острой проблемности); 3) строгая поисковая доминанта, сопровождаемая непрерывными попытками решить проблему, задачу); 4) не всегда четко осознаваемая подсказка (аналогия). На этой основе можно сделать практические рекомендации: субъекту необходимо стремиться к максимуму информации по своей специальности, по смежным дисциплинам, расширять диапазон интересов, включая музыку, чтение научно-фантастической литературы. Полезно также откладывать на какой-то срок решение поставленной проблемы.
Большая ценность интуиции сопряжена, однако, с возможностью допущения серьезных познавательных ошибок. Поэтому необходимо тщательно проверять интуитивные знания, обращаясь к опыту, логике, и логическому доказательству. Лишь после других подтверждений интуитивное знание можно считать достоверным. В мышлении логика предшествует интуитивным знаниям, она же и завершает их проверку.