Проблема истины в познании

Существуют различные философские подходы к пониманию истины. Содержание диалектико-реалистического подхода составляют следующие положения:

1. Действительность трактуется прежде всего как материальная объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания. Она многокачественна и многообразна, обладает внешними признаками и сущностными характеристиками.

2. В действительность входит и субъективная реальность, которая также познается и фиксируется в знаниях.

3. Объект познания, процесс познания и его результат понимаются неразрывно связанными с предметно–чувственным отражением человека, а затем и с рациональным мышлением; объект познания обусловлен практикой и интересами познающего субъекта; истина воспроизводима на практике.

4. Признается, что истина не только статичное, но также и динамичное духовное образование; истина есть процесс.

При таком понимании истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания.

Познание не свободно от заблуждений, под которыми следует понимать непреднамеренное несоответствие знаний действительности, неадекватное отражение объекта в сознании субъекта.

Оценочный аспект характерен для другой пары близких понятий: «правда» и «ложь». Под правдой обычно понимают социальную истину, содержащую нравственную оценку; правдивое - это не только истинное, но и правильное, честное, справедливое. Ложь (дезинформация) выражает преднамеренное искажение знаний с целью введения в заблуждение тех, для кого она предназначена. Субъект, формирующий и распространяющий ложное знание, знает истину, но по каким-либо причинам скрывает ее.

Анализируя соотношение знания и веры в процессе познания, важно отметить, что данная проблема имеет давнюю историю. Усиление роли религии в современном обществе активизировало внимание исследователей к этому вопросу.

Понятие «вера» имеет два значения:

1. Уверенность (доверие, убежденность) - в том, что ещё не проверено, не доказано в данный момент;

2. Религиозная вера: знание догматического характера о сверхъестественно-религиозном, принимаемое без доказательств

Противопоставление знания и религиозной веры может существовать в следующих вариантах:

1. Абсолютизация знания и полное исключение веры из процесса познания;

2. Чрезмерное преувеличение роли веры в ущерб знанию;

3. Попытка соотнесения знания и веры в познании и духовном мире человека как равноценных, полезных и необходимых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: