Лекция 16. Тема: «Философская теория познания»

Тема: «Философская теория познания»

План:

1. Структура процесса познания.

2. Чувственное и рациональное познание и их соотношения.

3. Проблемы истины в познании.

4. Практика как критерии истины в познании.

1. Структура процесса познания.

Познание – это процесс получения знаний, это специфическая деятельность, которая обусловлена общественно-исторической практикой и направлена на:

приобретение знаний;

их углубления;

их совершенствования.

Раздел философии в котором изучаются наиболее общие закономерности и проблемы познания называется теорией познания или гносеологией. Процесс познания характеризует гносеологию с точки зрения:

ее сущности;

отношения познания к его реальности;

процессу постижения истины.

Основные категории раздела гносеологии: познание и практика; субъект и объект познания; знание и вера; эмпиризм и рационализм; творчество и интуиция; заблуждение и ложь.

Один из первых вопросов с которым сталкивается познание – это вопрос: «Познаваем ли мир?». Есть следующие ответы на этот вопрос:

как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру?;

в состоянии ли наше мышление познавать материальный и идеальный мир?;

можем ли мы в наших представлениях и понятиях о материальном мире составить верное его отражение.

В истории философии сложились две позиции:

1) Познавательно-реалистичная позиция говорит о том, что человек располагает собственными и достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий мир. Основу такого понимания составляет идея о всеобщности свойства отражения.

2) Агностическая отрицает не саму познаваемость вещей, а возможность достоверного познания сущности материальных вещей.

В познании существуют разные уровни:

1) Чувственный и логический, рациональный;

2) Эмпирический и империалистический.

Наряду с этим различают различные формы познания. Познание, направленное на получение знания неотделимо от индивидуального субъекта – это ощущение, восприятие и представление. И познание, направленное на получение объективного знания, которое существует вне индивида. Например, знания в виде научных текстов.

Виды познания:

Экологическое;

Экономическое;

Правовое;

Нравственное;

Культурное;

Политическое.

Таким образом, познание представляет собой активную деятельность людей, направленную на приобретение знаний.

Знание – это результат познавательной деятельности, который выражен в идеальных образах. Это понятия, суждения, теории. Они закреплены в знаках естественных или искусственных языков. Знания определенным образом соотносятся с верой.

Вера – это знание, принятое без достаточное критической проверки под влиянием чужого мнения, традиций и др.

В процессе познания можно выделить три этапа:

1) Субъективное познание;

2) Объективное познание;

3) Процесс гносеологического познания между субъектом и объектом познания.

Субъектом познания называется носитель познавательной деятельности, это источник активности, направленной на объект. Субъектом познания является прежде всего человек, а так же социальная группа, нация, класс и д.т.

Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Объекты познания подразделяются на:

1) Первичные объекты – это предметы, процессы и явления материального мира.

2) Вторичные объекты – это объекты, которыми признаются объективные идеальные явления (сознание человека, духовные процессы).

3) Третичные объекты – это теоретические модели, которые специально создает и изучает человек в процессе научно-творческой деятельности.

Таким образом, познание – это взаимодействие субъекта и объекта познания. Именно поэтому и познавательная деятельность и ее результат содержат в себе объективное, то, что определяется самим объектом, а также субъекта.

Отражательно-познавательные связи между субъектом и объектом последовательно приобретают формы: связи отражения (от объекта к субъекту); связи выражения (формирование в сознании образа, знака, имеющих смысл и содержание на основе отраженных свойств объекта познания); связи обозначения(формировании в сознании объема образа или знака. степени распространенности их на познаваемый и другие объекты.)

В процессе отражения объект распредмечивается в сознании субъекта, получает другое свое бытие в форме мыслительного образа. Он как бы переносится в чужую голову, преобразуется в ней и становится идеальным объектом в сознании субъекта. Мысленный образ объекта благодаря способности человека к абстракциям может заменить в определенных случаях действительный объект в мыслительной деятельности человека, он формируется в сознании человека и ему дается имя. Выраженный именем или понятием образ объекта познания возвращается человеком к объекту познания с целью его либо обособления, либо типизации.

2. Чувственное и рациональное познание и их соотношения.

В познании выделяются две взаимосвязанные, но относительно самостоятельные ступени познания.

1)Чувственное познание реализуется в форме ощущений, восприятий и представлений.

2)Рациональное познание реализуется в понятии, суждении и умозаключении.

Ощущение – это отражение в сознании отдельных сторон и свойств объективного мира. Именно с ощущений начинается познавательный процесс, так как они являются первым звеном, непосредственно связывающим сознание человека с внешним миром. (Пример, лимон: вкус - кислый, цвет – желтый и т.д.)

Восприятие – это цельное, но поверхностное отражение познавательного объекта. Восприятие – это совокупность ощущений, воспроизводящая в сознании цельность объекта в его внешних характеристиках.

Ощущение и восприятие из-за их непосредственной связи с отражаемым объектом и познающим субъектом как правило эмоционально насыщенные, яркие, образные и конкретные. Но ощущение и восприятие не всегда могут дать человеку точные знания, так как в них отражается существенное и закономерное в предметах и явлениях.

Представление – это способность производить ощущение и восприятие без непосредственного контакта с познаваемым предметом или явлением. Представления связаны с памятью человека, с возможностью многократного мыслительного обращения к тем образам сознания, которые получены на основе ощущений и восприятий. Представление, с одной стороны. Завершает чувственное познание, а с другой стороны, выступает переходной формой к рациональному логическому познанию. Информация, которая содержится в чувственных формах субъекта, служит основой переосмысления, на которой могут возникать формы рационального познания. Например, лимон. Можно представить, как кусают лимон большими кусками, по рукам стекает кислый сок.

Представление Понятие
1. Это чувственно наглядный образ, который формируется на основе непосредственного восприятия предметов и явлений: лимон, банан. 2.Возникает стихийно или целенаправленно при непосредственном восприятии действительности: снег, дождь, метель. 3.Отражает любые признаки предмета существенные и несущественные. 4.Является обычно ярким, богатым по форме, но не глубоким по содержанию. 5.Может быть смутным, неясным и неопределенным по содержанию. 6.Является достоянием субъекта познания, зависит от его опыта, возраста, профессии и всегда конкретно. 7.Выражается в средствах обыденного или разговорного не точного языка. 1. Это абстрактно мыслительный образ, который формируется на основе опосредованной логической переработки чувственного материала: фрукт. 2.Возникает в процессе целенаправленной мыслительной деятельности как результат системных логических приемов: осадки. 3.Отражает только существенные признаки предметов. 4. Является неярким, сухим, но глубоким по содержанию. 5.По объему и содержанию должен быть ясным и точно определенным. 6.Является достоянием человека. Не всегда зависит от субъекта познания, всегда является абстрактным. 7.Выражается в словах и словосочетаниях теоретического и научно-теоретического языка.

Мышление – оно же рациональное познание, оно же логическое познание.

1.Опосредованное отражение.

а) чувственным познанием;

б) языком;

в) другими логическими образами.

2.Обобщающее познание отражает и единое, и общее.

Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

I форма: Понятие – это логический образ, который отражает общие существенные моменты. При формировании понятий используются следующие познавательные операции:

1)Сравнение – см. выше.

2)Анализ – это мысленное расчленение на составные элементы, каждый из которых затем исследуется в отдельности.

3)Синтез это соединение частей явления и установление взаимосвязи.

4)Абстрагирование – это процесс мысленного выделения нескольких признаков и отвлечение от других признаков.

5)Обобщение – это фиксация обобщающих признаков.

Каждое понятие характеризуется также содержанием и объемом.

Содержание – это совокупность признаков, которые отражают общие свойства некоторого класса явлений.

Объем – это то множество явлений, к которым относится данное понятие.

II форма: Суждение – это завершенная мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов и явлений, о связях между предметами и явлениями и их свойствами. Например, зима самое суровое время года средних широт. Суждение выражается в языке в форме предложения.

Ш форма Умозаключение – это форма мышления, по средствам которой из одного или нескольких суждений, связанных между собой с логической необходимостью, по средствам которой выводится новое суждение. Умозаключение может проводится на основе дедукции или индукции.

Дедуктивное умозаключение – это когда мысль от общего идет к частному.

Индуктивное умозаключение.

Для того чтобы из двух суждений следовал вывод, необходимо, чтобы у них была общая категория.

Получение нового истинного знания в умозаключении зависит от:

1)истинности исходных суждений;

2)правильного применения умозаключения.

Основные общие условия получения истинных знаний:

1.Определенность мышления достигается тогда, когда выполняется требование закона тождества.

Закон тождества: мысль, которая используется в дискуссии должна иметь один и тот же смысл, то есть каждое понятие должно иметь один и тот же объем и содержание.

2. Последовательность обеспечивается двумя законами:

1)Закон непротиворечия утверждает, что не могут быть одновременно истинными два противоположных суждения об одном и том же объекте, взятые в одном и том же отношении. Пример, Черное море с соленой водой и Черное море с пресной водой.

2)Закон исключения третьего: Два противоположных суждения об одном и том же не могут быть одновременно истинными и ложными. Одно из них является истинным, а другое – ложным.

3.Обоснованность обеспечивается законом достаточного обоснования: каждое используемое в рассуждениях положение должно быть обоснованным, доказанным, кроме аксиом и определений.

К способностям мышления относится также ум, разум и рассудок. Этим способностям соответствует три виды мыслей:

1)Интуитивная мысль, догадка – это ум.

2)Логическая мысль, вывод, заключение – это рассудок.

3)Идея, мудрость, глубина мысли – это разум.

Ум и рассудок противоположные способности мышления. Если ум способен выработать новые мысли из немыслимого материала, то рассудок способен организовать мысли, выводить одни мысли из других. Ум отвергает уже готовые устоявшиеся мысли, он поклонник живого опыта, он черпает мысли из опыта. Рассудок консервативен, как правило, не рождает новых мыслей, он только перерабатывает, организует имеющиеся в наличии. Ум и рассудок односторонние и поэтому низшие способности мышления. Разум, включая в себя ум и рассудок, является высшей ступенью мышления. Если рассудок - консервативное мышление, ум – скачкообразное мышление, то разум – развивающее мышление.

Орудием деятельности ума является интуиция.

Интуиция характеризуется следующими признаками:

1)неожиданность интуитивного решения проблемы.

2)непосредственная очевидность интуитивно найденного результата и связанное с ним чувство уверенности.

3)невозможность последовательного логического вывода результата из имеющихся данных.

4)неосознаваемость причин возникновения связи результата с первоначальными данными.

Чувственное и логическое познания связаны между собой. Их формула связи: от простого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

3.Проблема истины в познании.

Существуют различные подходы к пониманию истины. Диалектико-реалистический подход основывается на следующих положениях:

1)Действительность трактуется как материальная реальность, которая существует независимо от сознания человека.

2)В действительность входит и субъективная реальность, которая также познается и фиксируется в знаниях.

3)Объект познания, процесс познания и его результат понимаются как неразрывно связанные с предметно чувственным отражением человека, а затем и с рациональным мышлением. Объект познания обусловлен практикой и интересами познающего субъекта.

4)Признается, что истина – это процесс.

Истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так как он существует сам по себе вне сознания.

Заблуждение – это непреднамеренное несоответствие знаний действительности, неадекватное отражение объекта в сознании субъекта.

Правда – это как правило социальная истина, которая содержит нравственную оценку.

Ложь – это преднамеренное искажение знаний с целью введения в заблуждение тех, для кого она предназначена. Субъект, формирующий и распространяющий ложное знание, знает истину, но по каким-то причинам скрывает ее.

Соотношение знания и веры (см. лекцию).

Основные характеристики истины:

1.Объективность определяется объектом познания. Истина объективна, прежде всего, по содержанию, в котором воспроизводятся признаки и другие характеристики объекта познания.

2. Истина субъективна по принадлежности сознания субъекта. Субъективна она и по форме и по средствам выражения.

3.Абсолютность. Истина абсолютна по двум аспектам:

а) это завершенное полное знание, которое тождественно объекту познания.

б) абсолютная истина – это знание, которое не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

4.Относительность истины состоит в неполном и незавершенном знании, как правило вякая истина всегда относительна, так как любое знание в любых отношениях приобретает новое содержание.

5.Конкретность истины означает соответствие знаний с предметом и явлением материального мира. Например, вода.

6. Абстрактность истины – это знания, которые очень высоко обобщены и абстрагированы.

Диалектический материализм считает, что критерием истины выступает практика. Она является средством выявления соответствия знаний объективной деятельности, их полезности и важности для человека.

4.Практика, как критерии истины в познании.,

Практика – это сознательная целеполагающая деятельность людей, на основе которой базируется общественное бытие или общественное сознание.

Отличительные черты практики:

1)предметный характер;

2)она носит общественный характер;

3)конкретно-исторический характер – осуществляется в конкретное время.

4)она выступает целеполагающей деятельностью, в которой материальное и духовное выступает в единстве.

Основные функции практики:

1)преобразование предметов и систем;

2)расширение сферы познавательной деятельности;

3)изменение сознания субъекта в практической деятельности;

4) проверка реализуемости.

Механизм осуществления практики: вначале происходит осмысление целей и средств, потом, проектирование, а затем следует реализация замысла в ходе деятельности.

Практика по отношению к познанию определяет детерминирующую функцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: