double arrow

Политико-правовая сфера жизни общества.

Политико-правовая сфера жизни общества - это подсистема, содержанием которой является осуществление специально созданным институтом (государством) власти в обществе с использованием юридических норм и гарантий, реализацией интересов граждан по отношению к власти. Политическая жизнь общества и деятельность его институтов сегодня неотделимы от права и правовых норм, установленных государством. Отношение граждан к правовым нормам и законам, совершенство законодательства выступают необходимой основой упорядочения политической жизни общества, исключения политического властного волюнтаризма и вседозволенности, злоупотреблений служебно-должностным положением, а также анархии и беспорядка со стороны граждан. Жизнедеятельность субъектов общества может быть связана с завоеванием власти, использованием властных функций или их утратой, с законотворчеством и исполнением законов. Основными субъектами данной сферы жизни общества выступают граждане страны и государство как особый аппарат управления страной (обществом), которому граждане делегируют определенные функции, наделяют его полномочиями и поручают решать конкретные задачи. Субъектами политики и права выступают также различные общественные организации, союзы и движения, целью которых является участие в политико-правовой жизни, в завоевании или удержании власти.

Политико-правовая жизнь осуществляется в определенных организационных рамках - в политической организации общества как совокупности политических институтов - государства, политических партий, движений, союзов, а также в праве как институте общества. Важной характеристикой политической жизни является ее системность. В политическую систему жизни общества входят: политическая и правовая организация общества, политические и правовые отношения субъектов, функционирование политического и правового сознания, режим осуществления власти в стране.

Главными критериями политико-правовой жизни являются: согласованность политики государственного аппарата с интересами граждан страны и нормами права; наличие политических и правовых свобод и их осуществление; демократизм; верховенство закона в политической деятельности субъектов общества и др.

Структуру политико-правовой сферы общества составляют:

- общение, поведение и деятельность субъектов как система политико-правовых отношений общества;

- совокупность функционирующих политических и правовых институтов, прежде всего институтов государства;

- функционирование политико-правового сознания субъектов;

- осуществление режима власти.

Функции политической системы общества раз­нообразны:

- властная функция;

- регулятивно-правовая;

- коммуникативная (консессуальная);

- идеологическая;

- организаторско-управленческая;

- имущественно-распределительная;

- согласования интересов основных субъектов политико-правового процесса;

- правотворческая;

- стабилизационная;

- обеспечения безопасности общества, личности и государства;

- контролирующе-принуждающая и др.

Основанием классификации политических сис­тем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Можно выделить четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами: 1) институциональную, 2) коммуни­кативную, 3) нормативную, 4) культурно-идеологи­ческую.

К институциональной подсистеме относятся по­литические организации (институты), среди кото­рых особое место занимает государство. Из негосу­дарственных организаций большую роль в политиче­ской жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения. Все политиче­ские институты можно условно разделить на три группы. К собственно политическим относятся орга­низации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздей­ствие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения). Ко второй группе относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, духовной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и коопе­ративные организации и т. п.). Они не ставят перед собой специальных политических задач, не уча­ствуют в борьбе за государственную власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы. Поэтому по­добные организации участвуют в полити­ческой жизни общества, отстаивают свои корпоратив­ные интересы, добиваясь их учета и реализации в по­литике. К третьей группе относятся организации, ситуативно включающиеся в политическую жизнь общества. Они возника­ют и функционируют для реализации личных инте­ресов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно полити­ческих институтов. Сами же они не являются актив­ными субъектами политико-правовой жизни.

Коммуникативная подсистема политической системы общества представляет совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между этническими общностями, классами, социальными группами и слоями, инди­видами по поводу их участия в осуществлении государственной вла­сти, выработке и проведении политики. Политиче­ские отношения являются результатом многочислен­ных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политического поведения, общения и деятельности. Вступать в отношения побуждают субъектов их соб­ственные политические интересы и потребности. Вы­деляют первичные и вторичные (производные) поли­тические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группа­ми (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым — отношения между государ­ствами, политическими партиями, другими политическими институ­тами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Политические отношения строятся на основе оп­ределенных правил (норм). Политические и правовые нормы и правила, определяющие и регулирующие полити­ческую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. На­иболее важную роль играют в ней правовые нормы (нормы конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность политических партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и про­граммными нормами. В ряде стран, наряду с документально зафиксированными политическими и правовыми нормами большое значение имеют обычаи и традиции, нравственные нормы. Поэтому, еще одну группу политических норм представляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, прав­де, справедливости, демократии, свободе. Передовые современные общества прибли­зились к осознанию необходимости возврата в поли­тику таких нравственных ориентиров, как честь, со­весть, благородство, достоинство.

Культурно-идеологическая подсистема полити­ческой системы представляет совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, принципов, чувств и убеждений участников политической жизни. Политическое сознание субъ­ектов политического процесса функционирует на двух уровнях — теоретическом и обыденном. Главным элементом теоретического уровня выступает политическая идеология. В обыденно-практическом сознании важное место занимает политическая психология. К формам проявления политической идеологии отно­сятся идеи, концепции, учения, политические программы, лозунги; а к политической психологии — чувства, эмоции, на­строения, предрассудки, традиции, верования. Особое состояние политического сознания, политической идеологии и политической психологии, специфика их проявления в действительной политической жизни субъектов образуют политическую культуру общества. Она охватывает духовную, организационно-управленческую и практически-деятельностную стороны политической жизни, а также содержание и стиль (правила) поведения и общения политических субъектов.

Функционирование политической системы общества тесно связано с правовыми основами деятельности государства. Так, основные направления реформы политической системы в нашей стране определены Конституцией, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Она провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1). Носите­лем суверенитета и единственным источником вла­сти в России является народ, осуществляющий свою волю непосредственно (через выборы и референдумы), а также через органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления (ст. 2). В России свободными выборами, в которых участвуют все граждане с 18 лет (кроме признанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения свободы по приго­вору суда), избирается Президент, депутаты Государ­ственной Думы, члены высших законодательных ор­ганов и главы высших органов исполнительной вла­сти субъектов Федерации, органы местного само­управления, главы городских и районных адми­нистраций. В Конституции нашего государства за­креплены и гарантированы фундаментальные права и свободы человека. Основами конституционного строя объявляются политический и идеологический плюрализм, многообразие и равноправие различных форм собственности, разделение властей. Но реаль­ное формирование демократического режима в Рос­сии только началось.

Среди различных регуляторов общественных от­ношений (экономика, мораль, наука, искусство и др.) особое место занимает право. Наиболее распространенным является определение права как системы общеобязательных норм (правил), установленных и санкционированных госу­дарством, обеспеченных к исполнению добровольно или принудительной силой. Но наряду с подобным нормативным подходом, ко­торый характеризует право как явление духовной жизни и подчеркивает зависимость права от государст­венной воли, в науке существуют и дру­гие точки зрения. Право понимается также явлением общества, социальным институтом общества и имеет типовую структуру, которая характерна для других явлений общества. В этом смысле право включает в себя: правовое сознание субъектов, совокупность правовых учреждений и систему правовых отношений.

В отличие от других общественных явлений право характеризуется следующими признака­ми:

1) общеобязательность — нормы права регулиру­ют поведение всех членов общества или определен­ных категорий неперсонифицированных субъектов, требования права обязательны для исполнения все­ми, кому они адресованы, независимо от отношения к ним тех или иных лиц;

2) формальная определенность — нормы права ус­танавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению, общению и деятельности физических и юридических субъектов;

3) исполнение норм права осуществляется добровольно со стороны субъектов и принуди­тельно – со стороны государства (в необходимых случаях);

4) нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев и фактов.

Функции права в обществе многообразны. Во-пер­вых, право, являясь регулятором об­щественных отношений, закрепляет основы сущест­вующего строя. Во-вторых, обязывая совершать ак­тивные положительные действия, право способству­ет развитию общественных отношений. В-третьих, устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, право вносит определенный порядок в общество и деятельность государства, создает предпосылки для их целенаправленного и целесообразного функционирования. В-четвертых, в прак­тической деятельности государственных органов (и, прежде всего, судов) право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и социальных общностей, является основанием при­менения мер государственного принуждения к нару­шителям правопорядка. В-пятых, право играет важную воспитательную роль, развивая в людях чув­ства справедливости, законности, добра, гуманности.

Таким образом, право выступает своеобразной ме­рой свободы человека в обществе, устанавливая гра­ницы социальной активности субъектов по отношению друг к дру­гу. Каждый участник общественных отношений мо­жет достигать своих целей, используя различные ва­рианты. В этом проявляется его отно­сительная независимость, свобода выбора и реше­ния. Право же, отражая согласованные интересы все­го общества, ограничивает и упорядочивает этот выбор известными пределами, ставит преграды для нежелательного по­ведения, но вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий. Право регулирует также отношения общества с природой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: